Культурология. Головашин В.А. - 60 стр.

UptoLike

Составители: 

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он
принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса. Трагедию заменили
«слезная мещанская драма» и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом
встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра
сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н.М. Карамзин стремился передать тонкие и глубо-
кие переживания простых людей. Однако Н.М. Карамзин боялся выступлений крестьян, призрака французской буржуазной революции
XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью. Яркий пример российской прозыповесть Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза» с ее главной мыслью: «И крестьянки чувствовать умеют».
В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пас-
торальной обрисовке природы. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С.Ф. Щедрина, писавшего традиционные
«ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пасту-
хов и пастушек.
Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В.Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например,
портрет М.И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку. Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И.И. Дмит-
риева, музыка Ф.М. Лубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.
Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-
крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при
всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.
Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Хотя
Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г., с момента своего появления в российской столице, она оказывала влияние на
ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса Софья-Фредерика Ав-
густа Ангальт-Цербстская (родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г.), обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром
III) под именем Екатерины, казалась не более чем игрушкой в чужих руках. Таковой она, впрочем, какое-то время и была, существуя
между молотом и наковальнейсебялюбивой и деспотичной императрицей Елизаветой Петровной, с одной стороны, и не скрывавшим
неприязни к супруге мужем-недорослемс другой. Но в суете и склоках придворной жизни Екатерина ни на минуту не теряла из виду
своей главной цели, ради которой она приехала в Россию, ради которой терпеливо сносила обиды, насмешки, а иногда и оскорбления.
Целью этой была корона Российской империи. Екатерина быстро поняла, что ее супруг дает ей много шансов к тому, чтобы предстать
в глазах окружающих едва ли не единственной надеждой на спасение от его диких выходок и сумасбродства. Во всяком случае, она
настойчиво и сознательно стремилась к тому, чтобы быть в хороших, если не в приятельских отношениях, как с влиятельнейшими
вельможами елизаветинского двора, так и с иерархами православной церкви, как с иностранными дипломатами, так и с объектами
многочисленных амурных увлечений собственного мужа. При этом будущая императрица еще и много занималась самообразованием,
читала труды французских просветителей и упорно осваивала русский язык. Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г.
на российский престол была возведена не случайная женщина (как бывало не раз в истории России XVIII в.), а человек, долго и целе-
устремленно готовившийся к принятой на себя роли.
Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю
весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разо-
рительным для страны мотовством правящей верхушки. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время
вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменяв-
ших друг друга фаворитов. Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Рос-
сийского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.
Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко под-
дающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычай-
но работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным
монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII в. широкое распростране-
ние. Французские просветители Ф.М. Аруэ (Вольтер), Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо сформулировали основные положения
просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в
деятельности просвещенных монарховмудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и
установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господство-
вало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от
друга могла, по мысли просветителей, должна была обеспечить совершенное общественное устройство. Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье
сочинение «О духе законов», говорят, было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделени-
ем законодательной, исполнительной и судебной властей.
В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дво-
рянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исто-
рических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами ра-
венства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Политика просвещенного абсолютизма в России, так же, как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании
положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая поли-
тика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и междуна-
родной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.
И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий и за этот период было написано множество работ о той
эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной жен-
щине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.
Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий (1762 – 1796). Оно наполнено многими событиями во
внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
По образному выражению В.О. Ключевского, «Екатерина II была последней случайностью на русском престоле и провела про-
должительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории», и можно добавить, в историографии. Эта «по-
следняя случайность» XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков. Она заявляла, что «Дух зако-
нов» Ш. Монтескье стал ее настольной книгой, из которой она переносила целые страницы в свой «Наказ». Вскоре после дворцового
переворота 1762 г. императрица звала Д. Дидро приехать в Петербург для завершения публикации «Энциклопедии», изданию которой
во Франции препятствовало королевское правительство. Несколько позже она приглашала Д' Аламбера поселиться в России и взять на