Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Часто встречаются в научных работах формулировки о парадоксальности русской цивилизации,
свидетельствующие, что ее понимание требует преодоления однозначных линейных схем и обращения
к многомерной концепции.
Наша русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации еще в
XI – XII вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию.
Большое влияние на формирование этого типа культуры оказал геополитический факторсрединное
положение России между цивилизациями Запада и Востока, послуживший основой возникновения та-
ких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из
известных культур, а с другойпредставляли собой благоприятную среду для разнообразного культур-
ного развития.
Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наиболее часто вы-
деляемым ее признакам относят самодержавную форму государственной власти, коллективистскую
ментальность, подчинение общества государству, незначительный объем экономической свободы.
Что касается стадий развития российской цивилизации, то тут существуют различные точки зрения.
Одни ученые считают, что с XI в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, бы-
ла одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типо-
логическими чертами, – это Древняя Русь (XI – XIII вв.), Московское царство (XIV – XVII вв.), Импер-
ская Россия (с XVIII в. и по 1917 г.).
Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна "русско-европейская", или "сла-
вяно-европейская" цивилизация, а с XV в. – другая, "евразийская", или "российская". Так, например,
американский историк Д. Тредгольц считал, что при своем становлении древняя Русь синтезировала в
своем развитии черты и традиционной, и западной цивилизации. В процессе становления Московского
царства в России укрепилась традиционная модель общества и характерные для нее отсутствие понима-
ния личности как абсолютной ценности, произвол, слабо выраженный принцип собственности. С ре-
форм Петра I начался в России сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. России удалось вплотную
подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную системы цивилизаций. Революция разрушила
все, что объединяло Россию с Европой, и вновь отбросила ее к восточной моделис ее азиатским спо-
собом производства.
В развитии русской духовной культуры немаловажную роль сыграли не только этот способ произ-
водства, но и православная религия, море сельских общин (без частной собственности крестьян на зем-
лю) и огромное государство, вынужденное на этапе централизации власти и управления ввиду постоян-
ной внешней угрозы прибегнуть к "закрепощению" и созданию служилого и податного сословий.
В конце XX в. все чаще и чаще среди общественности высказывались мнения о пагубном влиянии
загнивающего "запада" на русскую культуру. Особенно ярко это отражается на молодежи. Означает ли
это, что русская культура теряет свою самобытность? Или, напротив, Россия пытается приблизиться к
мировой цивилизации?
Дело в том, что основной вопрос не в том, станет ли Россия "вторым Западом" или его частью, а в
том, обогатит ли она мировую цивилизацию самобытным историческим творчеством или станет "не-
удачницей", примеряющей чужие образцы. Перспективное и разумное решение для России состоит в
разработке великого Евразийского проекта: освоение специфической цивилизационной модели, отлич-
ной и от традиционной и от западной (предполагается, что в последнем случае сходства должно быть
больше). Обществу просто необходим духовный переворот таких масштабов, которые сопоставимы с
Реформацией или Просвещением в Европе. Для этого требуется объединение национальных культур и
этносов в "новую историческую общность" путем осознания национальных приоритетов, евразийской
ценности.
Евразийская идеяидея специфической цивилизационной общности, интегрирующей импульсы
Запада и Востока и по-своему преломляющей, творчески интерпретирующей их, – ценная часть нашего
духовного наследия, которой мы не можем пренебречь. Разработку этой идеи предстоит совершить со-
вместными усилиями философов, историков, социологов и культурологов.
Современный мир стремится идти и идет к объединению. Конец двадцатого века показал, что наро-
ды не могут жить без культурных связей друг с другом, иначе каждому из них будет духовно одиноко.