Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

По Данилевскому, большинство цивилизаций является созидательным не во всех, а только в одной
или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в
эстетической области, римскаяв области права, семитс-
каяв религиозной области.
"Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, со-
ставляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях", – говорит он.
Двадцатый век с его социальными революциями и государственными преобразованиями, с его на-
учными и культурными достижениями, заставил во многом по-новому понимать соотношение культуры и
цивилизации, их влияние друг на друга. Сегодня мы говорим, что культура выполняет моделирующую,
коммуникативную и стабилизирующую функции по отношению к цивилизации. Но, выполняя эту роль,
культура сохраняет свою автономию.
Цивилизация, в свою очередь, предоставив культуре относительную автономию, ждет от нее функ-
циональной отдачи, пользы, эффективности, дает ей социальный заказ и обеспечивает его выполнение
путем субсидирования культуры. Таким образом, определяя и стимулируя развитие культуры, подчиняя
ее интересы своим, цивилизация содействует общественному прогрессу. Как видим, такая точка зрения
на взаимодействие культуры и цивилизации далека от пессимизма, однако она разделяется далеко не
всеми учеными-культурологами.
Землю сегодня населяют более пяти миллиардов человек, тысячи народов, имеются почти двести
государств с их многообразием социально-политических и экономических укладов жизни, с их различ-
ными религиями и понятиями о культурных ценностях. Но если абстрагироваться от некоторых уни-
кальных, присущих только данным обществам черт, то можно утверждать, что человечество сегодня,
как и несколько столетий назад, представлено двумя типами цивилизаций. Перваяэто традиционная
восточная цивилизация. Втораязападная либеральная цивилизация. У каждой из них свой тип вос-
производства культурных и материальных ценностей.
Восточная цивилизация нацеливает человека на воспроизводство общества в целом, в его историче-
ски сложившихся неизменных, как бы застывших формах, на сохранение ранее достигнутых социаль-
ных и культурных ценностей. В традиционной цивилизации прошлое как бы властвует над будущим.
Западная цивилизация стремится, прежде всего, к получению новых личностных творческих результа-
тов как в сфере культуры, науки и техники, так и социальных отношений.
Для традиционной цивилизации образ жизни является основной самоценностью. Обычаи, привыч-
ки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему
порядку и ориентирована на его сохранение. Индивидуальности людей в традиционных обществах сущест-
венно нивелированы.
Земля, ирригационные системы здесьсобственность общины. Каждая семья владеет определен-
ным участком земли, данным ей во временное пользование. Господствует экстенсивная технология, на-
правленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывает
свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде, (напри-
мер, принцип "у-вэй" у древних китайцев требовал невмешательства в протекание природных процес-
сов).
Этот вид цивилизации, сформировавшейся много веков назад, сохранился и до наших дней. Он
представлен многими государствами "третьего мира". В них и сегодня среди духовных ценностей одной
из ведущих является установка на адаптацию к сложившейся социальной обстановке, не поощряется
стремление к ее целенаправленному преобразованию. Ценится активность, направленная во внутрь че-
ловека, на самосозерцание. В целом, ценностно-духовная сфера человеческого бытия в такой цивилиза-
ции становится выше экономической.
На протяжении многих тысячелетий древние государства Востока определяли направление истори-
ческого и культурного развития. Так было примерно до середины первого тысячелетия до нашей эры. В
этот период на авансцену мировой истории выходит античная Греция. Со времен реформ Солона в на-
чале шестого века до нашей эры античная Греция стала заметно лидировать в процессе исторического и
культурного развития и в какой-то степени определять дальнейший путь этого развития. Впитав многое из
восточного наследия, античность заложила основы фундамента истории Европы. Историческое и культур-
ное развитие Европы вплоть до XX в. воспринималось в мировой культуре в качестве эталона.