Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

арабо-мусульманская;
индийская;
тропически-африканская;
латиноамериканская.
При отнесении народов и государств к той или иной цивилизации составители приведенного выше
классификационного списка цивилизаций руководствовались прежде всего уровнем развития произво-
дительных сил в различных регионах, близостью языков проживающих здесь народов, общностью их
культур и качеством жизни. Этот подход к классификации типов цивилизации значительно отличается
от обыденного, широко распространенного понимания цивилизации как комплекса удобств, представ-
ляемых достижениями техники для обеспечения комфортного существования человека. Такая точка
зрения не совпадает с научным определением структуры цивилизации. В последней ученые усматрива-
ют три основных момента:
материальное обеспечение быта, всего, что служит человеку для удовлетворения его физических
потребностей;
общественный быт (семья, государство, право);
духовная культура (религия, искусство, философия, наука).
Как видим, бытовое определение цивилизации совпадает с научным только в первом пункте ее оп-
ределения. Конечно, в жизни каждого из нас роль названных выше составляющих цивилизации могут
меняться местами, приобретать главенствующее значение.
Еще в эпоху Возрождения термин "цивилизация" употреблялся в единственном числе и служил ан-
титезой термину "варварство". Переход от монистического толкования истории человечества к плюра-
листическому обусловил огромный этноисторический материал, накопленный в эпоху путешествий и
географических открытий. Тогда было обнаружено многообразие государственных устройств, общест-
венных и других человеческих установлений вне Европы. Оказалось, что цивилизации при своем разви-
тии могут заходить в тупик и даже умирать.
Так возникло противоречие между идеей единого прогресса рода человеческого и многообразием
обнаруженных историко-этнографических фактов. Главной проблемой современной науки о цивилиза-
ции стало определение происхождения и природы ее многообразия. Основные идеи этих изысков сво-
дятся к тому, что цивилизация есть особое состояние групповой жизни, особая форма организации и
коллективности людей, метод устройства этой коллективности. Внутренняя жизнь цивилизации опре-
деляется двумя фундаментальными категориями: блага (мораль) и истина. Внешняя жизнь цивилиза-
ции, в свою очередь, определяется категориями здоровья и благополучия, а также понятием красоты.
Все эти пять факторов определяют строй жизни и своеобразие цивилизаций. Такой подход к понятию
"цивилизация " был присущ видному культурологу Ф. Конченье.
Цивилизация как общественное и историческое явление рассматривается учеными до сих пор. Одни
из них видят в цивилизации особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространст-
венно-временными рамками. Основу такой цивилизации, по их мнению, составляют религия и четко выра-
женные параметры технологического развития.
Другие рассматривают цивилизацию с точки зрения ее внутренней организованности и обусловлен-
ности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией.
При этом техника определяет остальные два компонента.
Есть и третья группа ученых, исповедующих, если так можно сказать, географический детерминизм
(например, наш отечественный ученый Л.И. Мечников). Они считают, что решающее воздействие на
характер цивилизации оказывает географическая среда, которая влияет прежде всего на формы коопе-
рации людей.
Из всего сказанного выше можно заключить, что цивилизация, как и культура, не стоят на месте, им
присуще свойство развития. Большая заслуга в разработке этого вопроса принадлежит Арнольду Тойн-
би (1889 – 1975 гг.), который разработал теорию локальных цивилизаций и циклов их развития.
В отличие от Шпенглера, Тойнби не считал, что цивилизацияэто всегда эпоха деградации и упад-
ка. Он рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенны-
ми пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического
развития. Тойнби утверждал, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать