Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

5 Назовите типы воспроизводства культур.
6 Что следует понимать под деструктивным типом воспроизводства культуры?
7 Дайте характеристики существующим теориям развития культуры.
8 Каковы формы существования современных культур?
Литература: [6, 35, 47, 54, 77, 91, 116].
[ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ \
В наш век колоссальных достижений науки и техники, в век освоения космоса и развития компью-
терных технологий проблемы совместного развития культуры и цивилизации приобретают особую зна-
чимость. Как может высокая культура уживаться с непрерывными войнами и массовым уничтожением
людей в цивилизованном обществе? Каждый здравомыслящий человек задается этим вопросом и хочет
получить на него ответ. Но сначала надо условиться о том, что следует понимать под терминами "куль-
тура" и "цивилизация".
Говоря об отдельных явлениях культуры или имея в виду всю ее целиком, мы мысленно относим
эти понятия к той или иной цивилизации. Так, когда речь идет о пирамидах или религии египтян, мы
представляем себе эти предметы как бы в рамках породившей их египетской цивилизации. Понятие
"культура" при этом поглощается в нашем сознании понятием "цивилизация". Да, культура, как прави-
ло, может существовать вне той или иной конкретной цивилизации. Однако отожествлять эти два поня-
тия, рассматривать их как нечто единое целое нельзя, хотя бы уже по одному тому, что они по-разному
влияют друг на друга и процесс их взаимодействия в разные эпохи далеко не однозначен. Понятие ци-
вилизация происходит от латинского "civilis", что означает гражданский, государственный, политиче-
ский и во многом совпадает по смыслу с понятием культура. За последней остается то, что относится к
действиям отдельной личности. Слово "цивилизация" появилось во французском языке в середине XVII
в. Французские просветители цивилизованным называли общество, основанное на разуме и справедли-
вости. Но уже начиная с конца XIX в. выявились существенные различия между культурой и цивилиза-
цией. Так, в культурологической концепции видного ученого этого времени О. Шпенглера рассматри-
вается переход от культуры к цивилизации как упадок творческих начал, героических деяний и торже-
ство механизации. В его книге "Закат Европы" цивилизация определяется как самый поздний этап раз-
вития культуры, как "логическая стадия", завершающая ее развитие.
Другого мнения придерживается американский этнограф
Г. Морган. Согласно его концепции, цивилизацияэто прогрессивное явление в развитии общества.
Нижней границей цивилизации он считал изобретение письма и создание буквенной азбуки.
Кто окажется прав в споре Моргана со Шпенглером о прогрессивности цивилизации, о том, являет-
ся ли она исторически преходящей, имеющей пределы своего развития или нет, покажет время.
Сопоставляя культуру и цивилизацию, ученые пришли к выводу, что первая охватывает сферу ду-
ховных, научных и художественных действий человека. Цивилизация же определяет материальные
формы бытия, технический уровень производства предметов потребления. Известный русский философ
Н.А. Бердяев, говоря о взаимоотношении культуры и цивилизации, в самом начале XX в. отмечал, что
"в наше время нет темы более острой и для познания, и для жизни... Это тема об ожидающей нас судь-
бе". Вопросы взаимодействия современной культуры и сегодняшней цивилизации нисколько не потеря-
ли своей значимости и теперь, в XXI в., в переходную эпоху ломки общественных отношений в услови-
ях острого социально-политического кризиса, который переживает наше общество, они приобрели осо-
бую актуальность. По-прежнему общество ищет ответа на сакраментальный вопрос: нужна ли нам ци-
вилизация в таком виде, в каком мы имеем ее сегодня?
Ответить на этот вопрос нельзя, не имея более-менее полного представления о цивилизации как та-
ковой.
Согласно классификации ЮНЕСКО, в настоящее время существуют шесть основных типов цивили-
зации, воплощающих в себе все разнообразие современных культур:
европейская и североамериканская;
дальневосточная;