ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ответ на "вызов" исторической ситуации. Когда общество не в состоянии дать такой ответ и прибегает к
оружию как к силе воздействия, цивилизация заканчивает свой путь и гибнет.
В своем труде "Постижение истории" он разработал детальную классификацию, в которой выделяет
21 цивилизацию. По мнению Тойнби, в современном мире остались и сосуществуют следующие пять ци-
вилизаций:
• китайская;
• индийская;
• исламистская;
• русская;
• западная.
Каждая из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии:
возникновение, рост (развитие), надлом, разложение и гибель. За все время существования человечество в
условиях цивилизации живет не более двух процентов времени. И сегодня, считает А. Тойнби, необходи-
мо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения цивилизации. А это предполагает
необходимость разработки общей для них философской концепции смысла жизни, понимания ее само-
ценности и неповторимости.
В отечественной науке разработкой проблемы развития и гибели цивилизаций занимался Н. Дани-
левский (1822 – 1885 гг.). Он обосновал понятие культурно-исторического типа, т.е. особой культуры,
которая раскрывает свои возможности в конкретный исторический период. С его точки зрения, сущест-
вует множество цивилизаций. Все вместе они являются выражением бесконечно богатого творческого
гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные ценности и нормы, а затем
погибает вместе с ними. Данилевский разделяет все народы на три основные класса:
• позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические
типы;
• негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и тюркам, не создавали вели-
ких цивилизаций;
• народы, творческий дух которых по каким-то причинам задерживается в своем развитии на ран-
ней стадии, и поэтому они не могут стать ни созидательной, ни разрушающей силой в истории. Эти на-
роды представляют этнографический материал, используемый творческим народом для оплодотворения
и обогащения своих цивилизаций.
Лишь немногие народы смогли стать "позитивными творцами", "культурно-историческим типом" и
создать великие цивилизации, Данилевский насчитывает десять таких цивилизаций:
• египетскую;
• ассирийско-вавилоно-халдейскую или древнесемитскую;
• китайскую;
• индийскую;
• иранскую;
• еврейскую;
• греческую;
• римскую;
• новосемитскую или аравийскую;
• европейскую.
Как считает Данилевский, можно назвать некоторые закономерности роста и заката цивилизаций:
• любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой груп-
пе, представляют культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию;
• для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независи-
мости;
• основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам
другого культурно-исторического типа.
Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая большие или меньшие влияния
предшествующих и современных цивилизаций. Однако эта закономерность не распространяется на от-
дельные черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »