ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ской деятельности. Иначе начнется процесс уничтожения природы, который неизменно приведет к
умиранию культуры в условиях глобальной экологической катастрофы. Целенаправленная культурная
деятельность человечества будущего должна представлять собой образец синтеза гуманитарных и есте-
ственнонаучных знаний, позволяющих рассматривать наш земной шар как космический корабль,
управляемый единым человеческим разумом. Сохранение всех функций жизнедеятельности на этом ко-
рабле – первейшая и наиважнейшая обязанность всего человечества и каждого индивидуума. Отсюда
следует, что человечество не может позволить себе продвигаться вперед, не определив путей продви-
жения. Выполнение этой задачи как раз и берет на себя культурология.
Теперь, когда мы в общих чертах можем ответить на вопрос о том, что такое культура, возникает
следующий, не менее трудный вопрос о закономерностях развития культуры. В западной социологии
существует, по крайней мере, три альтернативные теории развития культуры. В XIX в. большой попу-
лярностью пользовалась теория линейной эволюции культуры. Согласно этой теории все общества про-
ходят одни и те же стадии культурного развития.
На смену этой теории пришло понятие культурного релятивизма, которое считает уникальными пу-
ти развития отдельных культур, и, следовательно, надо изучать индивидуальные черты этих культур.
И, наконец, третья теория многолинейной эволюции культур. Она допускает, что различные куль-
туры могут иметь сходные условия и пути развития, но степень этого сходства незначительна и имеет
место только для ограниченного количества культурных компонентов.
Нельзя не привести и марксистскую концепцию развития общества. Она отводит для его развития
определяющую роль способам материального производства.
Оставив в стороне различные концепции развития культуры, предлагаемые западными культуроло-
гами, остановимся на концепции Питирима Сорокина. Он считал, что "Всякая великая культура есть не
просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а
есть единство или индивидуальность, все основные части которого пронизаны одним основополагаю-
щим принципом и выражают одну и главную ценность... Именно ценность служит основой и фундамен-
том всякой культуры".
При этом он выделял три основных типа культур: идеальный, чувственный и идеалистический.
Первый тип основывается на системе понятий, касающихся внемирового, сверхчувственного, неизмен-
ного абсолюта, поэтому цели и потребности таких культур в основном духовные. Второй тип признает
единственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, и поэтому цели и потребности его
культур чисто физические. Наконец, третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных осно-
ваниях. Строго говоря, это все и не типы, а стадии развития культуры, следующие друг за другом. Так,
возникшая в рамках античного мира идеальная культура сохраняется до XIII в., а затем уступает место
идеалистической культуре (XIV – XVI вв.), которую в свою очередь сменяет чувственная культура, дос-
тигающая расцвета в XIX в. и приходящая в упадок в XX в.
Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из
культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развити-
ем и укреплением данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющих право
на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей,
служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более
жизнеспособная система. В изложенной концепции интересна мысль о закономерном характере разви-
тия культуры.
Однако и им не решены центральные вопросы о причинах возникновения и смены истин, лежащих
в основе конкретных типов и фаз развития культур.
Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти объективные закономер-
ности развития этого важного социального феномена. Марксистской культурологией используется кон-
цепция смены общественно-экономических формаций. Каждая такая формация, считают представители
этой культурологии, порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных
ценностей и способов деятельности для их создания. Сравнивая этот подход с вышеизложенным легко
заметить, что Сорокин, в отличие от представителей марксистской культурологии, кладет в основу
классификации типов культуры объективные критерии, а не толкования.
Наконец, остается ответить на вопрос о формах современной культуры. К началу XX в. сложились
две формы культуры. Первая из них – высокая культура опирается на изящное искусство, классическую
музыку и литературу – культура элитной части общества. Есть и второе понятие культуры как народно-
го достояния – народная культура включает фольклор: песни, мифы, пословицы и поговорки, созданные
в народе. Продукты каждой из этих культур предназначены для определенной публики. С появлением
средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнито-
фонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »