Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребно-
стей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
8 Идеологические: культураэто поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством
особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9 Символические: культураэто организация различных феноменов (материальных предметов,
действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп определений охватывает какие-то важные черты культуры. Однако
в целом как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура
является результатом поведения людей и деятельности общества. Она исторична, включает идеи, моде-
ли и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах и передается отличными от биологиче-
ской наследственности механизмами. Она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивида-
ми.
Здесь надо пояснить, что принято считать культурными ценностями. Это общепринятые убеждения
относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основы нравственных
принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художест-
венному творчеству, аскетизму, капиталу и т.д.). И каждый общественный строй устанавливает, что яв-
ляется ценностью, а что не является. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою
очередь, сами могут служить обоснованием. Они утверждают нормы или ожидания и стандарты, реали-
зующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Кроме ценностей в культуре усматриваются такие ее элементы, как понятия или концепты, отноше-
ния и правила.
Понятия содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить все,
что составляет опыт деятельности людей.
Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи предметов и явлений. Каждая из культур
формирует свои определенные представления об этих взаимосвязях как в сфере реального, так и
сверхъестественного. Эти отношения и составляют главные отличия культур.
Одним из составляющих элементов культуры являются правила и нормы, которые регулируют по-
ведение людей в соответствии с ценностями данной культуры.
Культура существует в обществе с тех пор и до того времени, пока она непрерывно воспроизводит-
ся в своих различных проявлениях, материальных и духовных. Различным историческим этапам разви-
тия человечества свойственны определенные типы общественного воспроизводства.
В условиях первобытнообщинного строя существовал один тип воспроизводства. В рабовладельче-
ском и феодальном обществах существовали свои типы воспроизводства. При господстве домашнего
производства и аграрного труда воспроизводство культуры нацелено на максимальную адаптацию к
природным ритмам, к чередованию времен года и погодных условий. Окружающая среда долгое время
представлялась человеку как заранее заданная внешними, не зависящими от него силами. Человек не
помышлял об изменении не им, а Богом созданной окружающей среды вплоть до начала эпохи капита-
лизма. В культурах, сложившихся до этой эпохи, имеет место так называемое простое воспроизводство
хорошо известного, ранее созданного. Деятельность человека этих культур мыслится и является как бы
результатом действий не отдельных индивидов, а вне человеческих сил. Наглядное представление о
культуре простого воспроизводства дает нам весь древнегреческий эпос. Особенно ярко эта культура
проявляется в замечательных творениях Гомера – "Илиаде" и "Одиссее". Герои этих произведений дей-
ствуют согласно прихоти богов, восседающих на Олимпе и считающих своим долгом постоянно вме-
шиваться в события, происходящие на земле.
Между людьми и богами еще нет непроходимой пропасти, они даже находятся иногда в родствен-
ных отношениях, как, например, Ахилл, Геракл и другие. Интересно, что при таком многобожии нет ни
малейшего представления о чертеверховном владыке сил зла. Мерилом всех ценностей в античном
мире являлся человек.
Совершенно другую этику видим мы в культуре средневековья и, по большей части, в эпоху Воз-
рождения. Здесь Бог целиком и полностью отстранен от человека. "Пути Господни неисповеди-
мы", – утверждает средневековая поговорка, смысл ее активно поддерживается до сих пор церковью.
Человек всего лишь игрушка в руках Бога или черта. Таков смысл не только верований, но и действий
человека в воспроизводстве культурных ценностей. Жить по божеским правилам и установлениям
первейшая обязанность человека средневековья.
Но вместе с тем в эпоху Возрождения начинается новый этап осмысления культуры. Гордость че-
ловека и самоутверждение собственной силы и таланта становятся отличительными качествами граж-
данина этой эпохи. Вот почему в данный период истории особый смысл приобретает фигура художни-