Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

ставление о характере и содержании так называемой "русской идеи", о которой много писалось в
отечественной публицистике.
При написании пособия автор сознательно исключил многочисленные ссылки на источники, ко-
торые помешали бы студентам полноценно усваивать материал очерков.
В пособии используется комплексный подход к изучению тематики культурологии. Каждая тема
рассматривается с точек зрения истории культуры, ее философии, социологии, культурной антропо-
логии. Даны тесты для самопроверки и вопросы к зачетам и экзаменам по курсу, приведен краткий сло-
варь распространенных культурологических терминов. К каждому разделу книги дан список литературы,
который использовал автор-составитель, а также перечень рекомендуемой литературы, в который
включены работы известных философов и культурологов О. Шпенглера, Н. Данилевского,
Д. Фрезера, Ф. Ницше, Дж. Тойнби, К. Ясперса и др.
[ КУЛЬТУРОЛОГИЯ. \
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
Культурологиясравнительно молодая наука. Только за последнее десятилетие она стала обяза-
тельной дисциплиной, изучаемой в высшей школе. Само название этой дисциплины говорит о предмете
ее интересаэто так называемый феномен культуры. Первоначально, где-то с середины XVIII в. тер-
мин "культура" понимался, с одной стороны, как целенаправленное воздействие человека на природу, а
с другойкак воспитание и обучение самого человека. Тогда же стали делить культуру на материаль-
ную и духовную: перваяпродукт материальной деятельности в различных областях промышленного
производства, а втораярезультат духовной деятельности человека. Это различные виды искусства,
философия, этика, право, политика, религия и прочие нематериальные результаты деятельности челове-
ка.
Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, надо помнить, что в этом
разграничении есть рациональное зерно, но его нельзя абсолютизировать. Здесь всегда надо помнить об
относительности границ материальной и духовной культур. Возможно даже, что точнее говорить о ма-
териальных и духовных сторонах единого феномена культуры. В самом деле, автомобиль материален,
но он был бы только сопряжением металлических частей, если бы в нем не были воплощены мысль
конструктора, таланты дизайнера, навыки рабочих, изготовивших его.
Сегодня существует великое множество частных определений культуры: их число перевалило за пять-
сот. Специалисты по теории культуры группируют основные определения ее следующим образом:
1 Описательныевосходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антро-
пологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культураэто сумма всех видов деятельности, обычаев,
верований. Она, как сокровищница всего созданного людьми, включает в себя книги, картины и т.п.,
знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета,
этику, религию, которые складывались веками.
2 Историческиеподчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся совре-
менной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические
определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит
все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению: орудия, симво-
лы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3 Нормативныеакцентирующие значение принятых правил и норм. Культураэто образ жизни
индивида, определяемый социальным окружением.
4 Ценностные: культураэто материальные и социальные ценности группы людей, их институ-
ты, обычаи, реакции поведения.
5 Психологическиеисходящие из решения человеком определенных проблем на психологиче-
ском уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономи-
ческим потребностям, и складывается она из всех результатов такого приспособления
6 Определения на базе теорий обучения: культураэто поведение, которому человек научился, а
не получил в качестве биологического наследства.
7 Структурныевыделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь куль-
тура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой.