Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

ка, творца, создателя материальных и духовных ценностей. Ценностная система Возрождения ориенти-
руется, в первую очередь, на творения рук, ума, гения человека. При этом он не просто удовлетворяет
свои частные интересы, а творит мир, красоту, творит самого себя. Идея культуры (а значит, и толкова-
ние самого термина "культура") обретает новый смыслчеловеческое, гуманистическое измерение ста-
новится главным. Культура в понимании выдающихся представителей Возрожденияэто не только
преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека. Здесь мы видим созвучие и
возрождение античных принципов.
В трудах просветителейВольтера, Гельвеция, Кондорсе, Тюрго и другихнаходим еще одну мо-
дель культуры. Смысл термина "культура" сводится ими к некоему культурно-историческому процессу
и развитию разума. В их понимании цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, –
сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами естественной природы. Пожалуй,
именно просветители впервые стали рассматривать культуру как связующий элемент истории, как не-
кую "эстафету поколений". Культура становится соразмерна процессу исторического развития челове-
ческого общества. Эта мысль для многих философов того времени и последующих веков становится
стержневой. Сущность культуры они осмысливают в контексте единого, непрерывно развивающегося
целого, закономерно проходящего определенные, вполне необходимые ступени.
Для немецкой классической философии рассмотрение процесса развития культуры было неразрыв-
но связано с нравственностью и личной свободой человека. Так, И. Кант в своих трудах доказывал, что
нравственные поступки может совершать только свободный человек. Но если человек как сознательно-
моральное существо с уважением относится к себе, то с таким же уважением он должен относиться и к
другим людям: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого
другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".
Если И. Кант изучал преимущественно нравственные аспекты культуры, то Ф. Шиллерэстетиче-
ские. Г. Гегель сосредоточил свое внимание на исследовании разума, который он возвел в ранг фунда-
ментальной силы исторического процесса, толкуемого как процесс развития культуры.
Фундаментальные идеи развития культуры содержатся в трудах философов различных эпох. Значи-
тельное влияние на кристаллизацию научных представлений о культуре оказали работы Н. Данилевско-
го, Ф. Ницше, О. Шпенглера, П. Сорокина.
Развитие человечества, почти повсеместный переход к условиям капиталистического производства,
распространение атеизма породили новый тип воспроизводства, отличительной чертой которого стала
интенсивность и поиск новаций. Культуре этого периода свойственно совершенствование и переосмыс-
ление всего ранее созданного.
Интенсивный тип воспроизводства культуры (к нему, несомненно, относится вся наша современная
культура экономически и духовно наиболее развитых стран) требует от каждого человека способность
сконцентрировать все ранее произведенные ценности культуры, осмысленно преобразовать их, посто-
янно углублять сложившиеся понятия, формировать на их основе новые идеи, новые культурные ценно-
сти и инновации. Интенсивный тип воспроизводства характерен для качественно иного типа культуры,
нацеленной на самосовершенствование человека и общества.
Но при этом необходимо помнить, что наряду с интенсивным типом воспроизводства, в основном в
последние два столетия, проявил себя и деструктивный тип воспроизводства, при котором создаются и
воспроизводятся негативные материальные и духовные объекты деятельности человека. Деструктивное
воспроизводство свидетельствует об упадке культуры в отдельных прослойках общества, неспособно-
сти и нежелании преодолевать внутренние и внешние противоречия, возникающие в нем, удерживать
на необходимом уровне эффективность производства и воспроизводства. Такие деструктивные процес-
сы, как правило, порождают конфликты в обществе вплоть до развязывания войн. При этом уничтожа-
ются или значительно деформируются не только культурные ценности, но и экономические и социаль-
ные условия жизни людей, нарушаются традиционные нормы, обычаи, ценностные представления, рез-
ко изменяется образ и стиль жизни общества.
Не станем брать на себя миссию оценочного определения социальных преимуществ и достоинств
произошедшего у нас в стране коренного изменения общественного строя, скажем лишь, что возвраще-
ние от социализма к капитализму, создание буржуазных систем власти, ведения хозяйства и законности
определились отношением общества к личной и частной собственности.
Таким образом, итожа сказанное выше о культуре, можно составить хотя бы приблизительное и до-
вольно общее представление о ней. Культураэто аккумулятор и транслятор исторического опыта, по-
стоянное осознанное движение общественной практики, воспроизводство и создание новых культурных
ценностей.
Однако при этом нельзя забывать о постоянной угрозе существующим и вновь создаваемым куль-
турным ценностям со стороны деструктивных, а проще говоря, антикультурных сил. Нельзя забывать
также, что культурное есть нечто природное, только продолженное и переработанное в ходе человече-