Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обря-
дами.
Отделение от ритуалов приводило к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и
архаичные формы героического эпоса.
Самой фундаментальной категорией мифов являлись мифы, описывающие сотворение мира, происхо-
ждение людей и животных (часто в связи с тотемическими представлениями).
Особую категорию составляли календарные мифы, тесно связанные с аграрными обрядами, расска-
зы об исчезающих и возвращающихся (умирающих и воскресающих) богах и героях. У более развитых
народов существовали мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не сле-
дует его возрождение.
В первобытной культуре миф выполнял важнейшую функцию: он выражал и обобщал верования,
обосновывал сложившиеся моральные нормы, доказывал целесообразность обрядов и культов, содержал
практические правила человеческого поведения. Поэтому мифне праздный продукт полудетского во-
ображения, он являлся законом, определяющим законную веру и моральную мудрость.
Миф был не только повествованием о происхождении и судьбах мира и всего того, что окружало
человека, но и обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей (их взаимоотноше-
ний, обычаев), регулятором их поведения.
Мифология представляла собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззре-
ние которого носило, по сути дела, мифологический характер. Но было бы несправедливо обойти вни-
манием два других пласта его культуры: тотемизм и магию, которые играли не меньшую роль в жизни
первобытного общества.
На первых этапах своего развития люди гораздо лучше (чем мы теперь) чувствовали свое единство с
природой и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре это
отождествление приняло форму тотемизма, т.е. убежденности, что каждая группа людей тесно связа-
на с каким-либо животным или растением (тотемом), находится с ним в родственных отношениях.
Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты
на употребление в пищу мяса некоторых животныхкоровы в Индии, собак и лошадей у арийских
народов). Тотемизм служил способом осознания коллективом людей их единства, которое символи-
зировалось внешним, важным и близким им объектом природы. Возникло убеждение, что человече-
ский коллектив и связанный с ним вид животного образуют вместе общность, следовательно, все
члены общины, несмотря на все различия, равны между собой. Вид животного, с которым оказывал-
ся связанным конкретный человеческий коллектив, становился тотемом. Общность первобытного
племени осознавалась как общность с тотемом, как родство по тотему. Таким образом, члены каждо-
го племени осознавали, что все они составляют единое целое, что у них у всех одна "кровь", что по
отношению друг к другу они являются своими.
Представления о тотемическом родстве появилось раньше, чем сознание привычного физиологиче-
ского родства, и представлялось людям древнейших эпох куда более существенным. Тотемизм включа-
ет в себя веру в тотемических предков, от которых и происходят конкретные группы людей. С верой в
этих предков связаны сложные обряды и церемонии, а их жизнь и похождения описаны многочислен-
ными мифами. Так как у каждого племени был свой тотем, то это помогало человеку осознать свое от-
личие от других, свою индивидуальность. С возникновением тотемизма была проведена граница между
"своими" и "чужими", что определило пути развития человеческой культуры, да и всю историю общест-
ва.
Духовная культура, ее развитие непрерывно связаны с понятием религиозности в миропонимании чело-
вечества. Истоки всех современных видов искусства лежат в религиозных верованиях и чувствах чело-
века. Однако вопрос о том, был ли первобытный человек изначально религиозным в той или иной сте-
пени, до сих пор остается спорным. Возможно, что на самых ранних этапах существования человече-
ского стада, когда оно еще не выделилось из остального животного мира, Homo sapiens не имел никаких
религиозных представлений. Но дальнейшее его развитие, несомненно, шло по пути религиозности.
Наиболее древней ее формой являлась магия с ее символическими обрядовыми действиями, заклина-
ниями и строго определенным ритуалом. Многие народности, находящиеся на низкой ступени развития,
верят и сегодня, что можно нанести вред врагу и даже погубить его, нанося увечья изображению врага.