Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

стью. А именно в них и расположены центры высших функций мышленияассоциаций, образования
абстрактных понятий и т.д. Поэтому достаточно определенно можно утверждать, что мышление чело-
века сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним про-
грессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овла-
дении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за
дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в
эволюционном отношении не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.
Первобытной эпохе мы обязаны зарождением всех видов изобразительного искусства, музыки, пе-
ния, танцев. Долгое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т.е. один вид его
не отделялся от другого. Оно творилось как нечто неразрывное и в этой своей целостности выполняло
определенные функции, являлось средством миропонимания. У наскальных рисунков или скульптур-
ных изображенийидолов, как мы их называем теперь, первобытные люди совершали ритуальные тан-
цы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением. Но
для удобства рассмотрим это искусство, возникшее в каменном веке, раздельно, по видам.
С тех пор как человечество познакомилось с творениями древнейших мастеров, искусство первобытной
эпохи стало весьма популярным объектом как спроса, так и изучения. Можно смело говорить о нарастаю-
щем влиянии древнейших форм искусства на его современные течения. В связи с этим интересна история
его возникновения, функции и духовное содержание.
Существует множество гипотез возникновения первобытного искусства, часто противоречивых.
Лишь одно не вызывает сомнений, что художественная деятельность существовала на всех этапах пер-
вобытной культуры. Можно говорить о биопсихических корнях искусства, о полуинстинктивной по-
требности человека украшать и раскрашивать себя и свое жилище, придавать привлекательную (для се-
бя) форму предметам. О врожденных основаниях этой потребности говорит ее необыкновенная устой-
чивость, а также то наслаждение, которое дает людям занятие почти любой формой художественной
деятельности.
Психоанализ видит в искусстве прежде всего продуктивную форму трансформации психической
энергии человеческих инстинктов, ее сублимацию, создающую психологические предпосылки всей
культурной деятельности. Еще Аристотель говорил о катарсисеочищающем и возвышающем воздей-
ствии искусства на человека. Искусство давало первобытному человеку возможность пережить вели-
чайшие страсти, которые не находили себе исхода в обыденной жизни.
Искусство появилось вместе с человеком, так как художественная деятельность является органиче-
ской потребностью его психики, она связана с особенностями его мировосприятия и врожденными
формами творческой активности.
Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя отделить от ми-
фологии, магии, ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было уни-
версальным средством бытия всех ее элементов.
В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи (маски, статуи, на-
тельные росписи, наскальная живопись, рисунки на земле), музыка, пение, театральная организация
действия.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, ус-
ловный характер изображения. Поэтому образы древнего искусства воспринимаются нашими совре-
менниками как нереалистические. Дело не в том, что древние художники не умели добиваться внешне-
го сходства. Умели, если хотели этого, чему есть поразительные примеры. Дело в том, что отсутствие
сходства носит совершенно сознательный характер. Диапазон отступлений от примитивного сходства
чрезвычайно широк: от простой схематизации до создания совершенно фантастических образов и ком-
позиций, в которых лишь с трудом угадываются черты реальных существ или предметов.
Следует подчеркнуть, что символический характер искусства универсален. Символами являются
как реалистические изображения, так и условные.
Пещерная живопись и культовая традиционная пластика по стилю резко отличаются друг от друга.
В первом случае изображение внешне реалистично, во второмформа крайне условна, иногда почти
абстрактна. Условные формы культовой пластики используются для создания образов, которые не мо-
гут быть переданы методом натуралистического или реалистического изображения, так как они воссоз-
дают представления о сверхъестественных силах, воплощают невидимых грозных духов и богов, соз-
дают вместилища для душ умерших. Изображения же, используемые в образах охотничьей магии, по
преимуществу реалистичны, так как связаны с конкретными типами животных, на которых сосредото-