ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
чены помыслы художника-охотника. Изображая, он как бы заклинает, подчиняя себе дух этих живот-
ных.
При всем различии художественных методов цели, преследуемые обоими художниками, очень
близки: и тот, и другой апеллируют к сверхъестественным силам, создают предметы магического куль-
та, имеющие символический характер.
Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы очень сложных по
своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которой передаются
самые разнообразные понятия или человеческие чувства, а также кодируются мифологические сюжеты
или реальные события.
Содержательную сторону первобытного искусства составляли магические представления. Самыми
первыми представлениями такого рода были рисунки, изображавшие руки (чаще левые), что служило
знаком обладания и магической власти над данной территорией.
Изображения животных на каменных плитах, скалах, стенах пещер служили магическим целям.
Образы животных, заполнявшие стены позднепалеолитических пещер, должны были изображать воз-
можную добычу. Совершавшиеся перед ними обряды имели в виду превратить магическим путем по-
тенциальную добычу в желаемую реальность. На стенах пещер магическое претворение мечты в дейст-
вительность выражалось образами изобразительного искусства, а на полу пещер – с помощью обрядо-
вого действия.
Смешной кажется в наше время традиционная точка зрения: человеку на раннем этапе социального
развития было не до искусства, он был слишком поглощен борьбой за существование. Дело не только в
том, что без художественных форм самовыражения человек просто бы не выжил биологически, по
крайней мере, оставаясь человеком. Первобытный человек обладал не меньшими художественными
способностями, чем современный. Он еще не стал, подобно нам, пассивным потребителем искусства, а
был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Творческие импульсы были
для него столь естественными, как инстинкты охоты или продолжения рода. Этот человек не нуждался
в художественном образовании, искусство было с ним всегда – от рождения до смерти, было одним из
естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное
наследие "первобытного" мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценно-
стей нашего времени.
Более ста лет назад были открыты многокрасочные изображения животных в пещере Альтамира в
Испании. Потом подобные изображения животных и человека нашли во многих странах Европы и в
Африке. Они датируются 20 – 30 тыс. лет до н.э. Выполненные минеральными красками, секрет удиви-
тельной долговечности которых до сих пор не разгадан, эти рисунки, связанные с охотой и трудовым
процессом, отражали представление человека об окружающем мире.
В новом каменном веке человек научился получать первый искусственный материал. Им стала ог-
неупорная глина. На поверхности сосудов появились первые орнаменты, положившие начало декора-
тивному искусству. Тогда же на смену фигуркам животных и идолов из камня пришли аналоги из
обожженной глины.
Что же касается музыки, пения и танцев первобытных людей, то представление о них нам дают на-
блюдения за отдельными племенами в Австралии, Африке и Южной Америке, которые еще продолжа-
ют жить на последнем этапе новокаменного века. Кроме того, многочисленные археологические рас-
копки стоянок первобытного человека знакомят нас с находками его музыкальных инструментов, по
большей части типа свирели.
Произведения искусства древнекаменного века найдены и на территории бывшего Советского Сою-
за. Среди них особенно интересна стоянка на Украине под станицей Мцинской. Здесь найдены камен-
ные и костяные орудия, иглы с ушком, украшения, остатки жилищ и костяные изделия с геометриче-
ским узором, браслеты, статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. В одном из домов этой стоянки нашли
древний музыкальный инструмент, сделанный из бивня мамонта.
На смену каменному веку повсеместно пришел уже во втором тысячелетии до нашей эры, медный
век – предвестник грядущей цивилизации. Но с выплавкой металла первобытный человек познакомился
гораздо раньше. У нас на Урале 5000 лет назад уже делали из меди ножи, шилья, рыболовные крючки, а
через 1000 лет здесь появились первые художественные отливки.
Совершенно особое место в первобытной культуре занимала мифология. Мифы – предания, сказа-
ния, архаичные повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представ-
ления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »