Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

племена. Постоянные войны соседних племен за лучшие места обитания заставили первобытного чело-
века признать над собой власть тех членов племени, чьи умственные способности в управлении всей
жизнью племени были несомненно выше, чем у остальных соплеменников. Попутно шло все большее
разделение труда в племени. Изменялся порядок владения результатами этого труда. Так появилось по-
нятие частной собственности, принадлежавшей уже не всем, а отдельным людям племени. В недрах
первобытнообщинного строя зарождалось нечто новое, появлялись сильные племена, покорявшие и
полностью подчинявшие себе более слабых. Отсюда уже был один шаг до появления первых госу-
дарств, возникших на развалинах первобытнообщинного строя.
Все сказанное о благотворном влиянии сурового климата на развитие материальной культуры в
первобытных сообществах подтверждается более низким уровнем культуры у народностей, обитавших
в условиях тропического и субтропического климата Африки, Южной Америки и Австралии.
Пытаясь понять окружающую его природу, первобытный человек призвал на помощь то, чего не
было у животных, – воображение. Необходимость передать сородичам результаты, плоды этого вооб-
ражения, в свою очередь, потребовала дальнейшего развития звуковой речи, языка. Это развитие шло в
неразрывной связи с развитием умственных способностей человека.
Первобытный человек не без трудностей, противоречий, ощупью и догадкой вынужден был на пер-
вых порах преодолевать узость границ своего трудового опыта. Опираясь на свою общественную жизнь
и жизненный опыт, он с помощью воображения "домысливал" по-своему природу, ставя на место ре-
альных связей воображаемые. В этой слитности природы и человека в общественных представлениях
первобытных людей причинная связь явлений природы принимала ту специфическую для начальных
этапов мировоззрения форму, при которой объективные связи явлений и вещей представлялись как от-
ношения людей. Природа оживлялась в представлениях человека, и все это рисовалось в его воображе-
нии как живая картина жизни.
Историческое развитие опыта умножало в первобытных людях элементы рационального. Историче-
ская ограниченность этого опыта создавала почву для иллюзорного. В борьбе этих двух начал (рацио-
нального, стихийно-материалистического и примитивно-идеалистического отношения первобытного
человека к природе) и развивалось мировоззрение людей первобытного общества, создавалась их ду-
ховная культура.
Важнейшим этапом развития культуры в первобытном обществе явилось возникновение мышления
и речи. Происхождение мышления и речи представляет собой сложнейшую проблему истории перво-
бытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не пря-
мых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.
Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий разви-
тия мышления и речи несколько. Прежде всего это сравнительная физиология и языкознание, а также
этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов представляет и антрополо-
гия, располагающая данными о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и
мышлениянижней челюсти, мозга и т.д.
Совершенно очевидно, что мышление и речьдве стороны одного и того же процесса в становле-
нии человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития произ-
водства. Поэтому неправильно задавать вопрос о том, что возникло раньше в истории древнейшего че-
ловечествамысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Появление
первых сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших пред-
ставлений, а они в свою очередь должны были передаваться от одного члена коллектива к другому, ли-
бо как сумма приобретенного опыта могли переходить к следующему поколению. Таким образом, на-
ряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информа-
циизвуковые символы для их обозначения и передачи.
Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьяннепо-
средственных предков человека. У современных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен,
например, у шимпанзе, более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния орга-
низма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто в
эмоционально нейтральном спокойном состоянии издают звуки, которые получили наименование
"жизненных шумов". Некоторые ученые считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на
которой развилась звуковая речь. Но полное развитие членораздельной речи связано только с появлени-
ем человека современного вида. При описании гоминид отмечалось, что по величине мозга некоторые
группы неандертальцев не уступали современному человеку и даже превосходили его. Но структура
мозга у них была гораздо примитивней, в частности, лобные доли отличались заметной уплощенно-