ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения клас-
совых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним мил-
лионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верх-
няя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации воз-
никли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н.э., в Европе – в первом тысячелетии до н.э., в
Америке – в первом тысячелетии н.э.
Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и
технике изготовления орудий труда: это деление истории человечества на три века – каменный, бронзо-
вый и железный. Каменный делится на древний каменный век (палеолит) и новый каменный век (не-
олит). Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1000 – 40 тыс. лет назад) и поздний
(верхний) палеолит (40 – 12 тыс. лет назад). Ранний палеолит делится на археологические эпохи, или
культуры: дошелльскую, шелльскую, ашелльскую и мустьерскую (все эти наименования взяты от на-
звания географических пунктов типичных или первых местонахождений стоянок первобытного челове-
ка). Иногда мустьерскую эпоху (100 – 40 тыс. лет назад) выделяют в особый период – средний палео-
лит. Поздний палеолит обычно делят на эпохи: ориньякскую, соматрейскую и маделенскую. Однако эти
эпохи прослежены только в приледниковой Европе и не имеют всеобщего значения. Мезолит датирует-
ся приблизительно 12 – 5 тыс. лет до н.э. Неравномерность развития культуры на разных территориях,
наметившаяся в позднем палеолите, еще более усилилась в неолите. Разные племена переживали эпоху
неолита в разное время. Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется пятым-
третьим тысячелетием до н.э. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют
энеолитом. Приблизительные хронологические рамки бронзового века: конец III – начало
I тысячелетия до н.э. В начале I тысячелетия до н.э. наступил железный век.
По последним данным науки, именуемой культурная антропология, человеческий род существует
около двух миллионов лет. Современный же вид ("Homo capiens") человека разумного появился всего
лишь около 40 тысячелетий тому назад.
Происхождение человека – вечная тема споров ученых. Еще не так давно нам казалась аксиомой
теория Дарвина о происхождении человека от обезьяны в результате длительной эволюции. Высказы-
вание Энгельса "труд создал из обезьяны человека" представлялось неоспоримой истиной.
На самом деле, как показывают новейшие исследования, моторно-сенсорные координации, возни-
кающие в производстве орудий труда, не требуют и не вызывают какой-либо остроты мысли. Многие
другие биологические виды живых организмов создали массу устройств, более искусных и оригиналь-
ных, чем сделал человек. Если техническое умение было бы достаточным для определения активного
человеческого интеллекта, то человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник по
сравнению с другими видами. В противовес стереотипу, в котором доминировало орудие труда, данная
точка зрения утверждает, что человек является главным образом использующим ум, производящим
символы, самосовершенствующимся животным и основной акцент его деятельности – его собственный
организм. Пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало что мог сделать в окружающем мире.
Орудия труда действительно сыграли немалую роль в жизни человека, однако они не могут объяснить
тайну превращения обезьяны в человека.
Не подкреплены пока достоверными для науки фактами как гипотеза о мутации обезьяны под воз-
действием радиоактивного фона, так и предположение, по которому жизнь на Землю была занесена из-
вне, с другой планеты.
Современные семиотические и культурологические исследования подводят к мысли, что именно
развитие знаковых систем (т.е. языка) явилось тем основным фактором и рычагом, который привел к
формированию человека, выделив его из царства животных.
Обезьяны, попав в парадоксальную ситуацию, получают новые формы сигнального поведения, вы-
тесняя старые. Такое поведение становится основным (т.е. нормальным). Система знакового поведения
все время усложняется, дальние предки разумного человека были вынуждены адаптироваться к новым
условиям, меняться. Так появляется некое существо переходной формы, претерпевающее метаморфозу.
Завершение адаптации такого существа и расчистило почву для формирования первобытной культуры,
творцом которой стал уже человек разумный.
Первобытная культура – понятие многогранное. Это все то, чего достиг, что изобрел человек на за-
ре своей многовековой борьбы за выживание в экстремальных условиях его существования на лоне при-
роды. Окружающая его среда в лучших случаях была равнодушной, а в худших – враждебной, постоянно
грозящей ему гибелью.
Первый этап развития первобытной истории чаще всего называют эпохой первобытного человече-
ского стада. Он открывается появлением искусственных орудий труда и, следовательно, возникновени-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »