ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ем древнейших людей, образующих первые, пока еще слабо спаянные производственные коллективы.
Основным содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков жи-
вотного состояния, унаследованных человеческим стадом от стада человекообразных обезьян, упрочне-
ние социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека. Архео-
логически этой эпохе соответствует ранний палеолит, в периодизации Моргана – низшая ступень дико-
сти.
Второй этап развития первобытной истории обычно называют эпохой первобытной родовой общи-
ны или эпохой родового строя. Эта эпоха открывается крупным сдвигом в развитии производственных
сил, связанным прежде всего с широким применением специализированных каменных орудий для про-
изводства орудий и влекущим за собой возникновение первой прочной формы социальной организации
– родовой общины. Эпоха первобытной родовой общины является основным этапом развития перво-
бытнообщинной формации, временем ее расцвета. Именно в это время получает свое наибольшее вы-
ражение основная черта формации – последовательный коллективизм в производстве и потреблении.
Археологически эпохе первобытной родовой общины соответствует поздний палеолит, мезолит и не-
олит, в периодизации Моргана – средняя и высшая ступени дикости, низшая и средняя ступень варвар-
ства.
Третий этап первобытной истории (эпоха разложения формации) открывается новым крупным
сдвигом в развитии производительных сил, связанным в первую очередь с появлением на смену камню
металла. На этом этапе происходит быстрое развитие всех отраслей хозяйственной деятельности, появ-
ляется избыточный продукт, получают широкое распространение грабительские войны из-за накопле-
ния богатств. Значительно развившиеся производительные силы перестают соответствовать старым
общинно-родовым производственным отношениям, родовая община раскладывается на семейные об-
щины, родовые связи слабеют и уступают место соседским. В недрах первобытного общества вызрева-
ют частная собственность, классы и государство. Эпоха разложения первобытнообщинной формации не
получила в науке общепринятого наименования. Археологически этой эпохе соответствуют энеолит,
бронза или раннее железо.
Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения че-
ловеком первыми примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты,
разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и
наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек "приручил" огонь, стал ис-
пользовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготовлять огнеупорную посуду, и для
варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или
поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить
его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло
бы обойтись без огня.
В толщу тысячелетий первобытной культуры уходят своими корнями зачатки земледелия и ското-
водства. Нельзя ответить правильно ни на один вопрос из области материальной культуры первобытно-
го человека, если не представлять себе условия его существования. Жизнь на земле неразрывно связана
с водой. Поэтому первобытные человеческие сообщества обитали в долинах рек, густо поросших леса-
ми. Будучи существами всеядными, люди питались как животной, так и растительной пищей. Все их
мыслительные способности, в том числе усваивать и передавать потомкам приобретенные опыт, были
направлены на поиски пищи, совершенствования для этого орудий. Не инстинктам, передающимся по
наследству, а разуму прежде всего обязан человек своим выживанием. Только разум помог ему выде-
литься из всего остального мира животных.
Поселения первобытного человека не были многочисленными. Их стада, привольно жившие в усло-
виях благодатного тропического климата, значительно поредели в эпоху наступившего ледникового пе-
риода, стали распадаться на отдельные семьи и роды, для которых "чужаки" стали таким же предметом
охоты, как и остальные представители животного мира. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших
времен факты каннибализма. Эта разобщенность в суровых условиях выживания породила первобытно-
общинный строй, в котором все принадлежало всем членам того или другого рода. Понятие частной
собственности появилось позднее как результат успешного развития материальной культуры в перво-
бытнообщинном строе.
Разумное начало в человеке позволило ему не только выжить в окружающих его трудных условиях
существования, но и постепенно накапливать излишки продукции своей трудовой деятельности. Это
породило необходимость обмена различными орудиями и продуктами труда с соседними родами, а с
другой стороны, стало фактором сближения отдельных родов, слияние которых впоследствии породило
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »