ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, истории и бы-
та до такой степени, что античность неразрывно связывается со всей мировой историей художест-
венной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших
дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы
архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тыся-
челетняя история накопила бесценные и зачастую непревзойденные сокровища человеческого духа,
обладает неувядаемой прелестью.
Эгейская (критомикенская) культура
В начале I тысчелетия до н.э. древневосточные цивилизации и культуры (в частности, египетская)
вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средизем-
номорском регионе. Но еще в III – II тысячелетии до н.э., т.е. одновременно с древневосточными куль-
турами, в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высо-
коразвитая эгейская культура. В ее состав входили следующие культурные общности: древнейшая
критская с центром на о. Крит в Эгейском море; кикладская островная культура; элладс-
кая – в Балканской Греции. Во II тыс. до н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской микен-
ская или ахейская культура.
Центрами эгейской цивилизации явились монументальные дворцовые комплексы критских правите-
лей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. украшались колоннами и фресками. Их мо-
нументальная архитектура и фресковые росписи – главные черты, отличающие Крит от современных
ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер. Кносский
дворец несет на себе признаки восточной пышности, его архитектура напоминает древнеегипетскую
храмовую архитектуру с огромным количеством залов, открытыми дворами, многочисленными ко-
ридорами и переходами. Греки называли Кносский дворец Лабиринтом. Одной из его достопримеча-
тельностей были световые дворики и колодцы (световые отверстия в перекрытиях).
С моря двухэтажный дворец выглядел особенно живописно: ряды колоннад как бы карабкались
вверх, создавая впечатление обширного архитектурного пространства.
Величайшее достижение эгейской культуры – создание письменности (ХVIII – ХVII вв. до н.э.) – так
называемого слогового (линейного) письма А. Критская письменность до сих пор полностью не расшиф-
рована.
Микенская культура многое позаимствовала у критян, но от-
личалась и рядом своеобразных черт. Ахейцы, например, строили мощные оборонительные сооруже-
ния: в отличие от критской, микенская цивилизация более суровая и мужественная. Символы могуще-
ства местных царей – крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами.
Греки сами считали, что эти стены воздвигли циклопы – одноглазые великаны, настолько огромны гро-
моздящиеся один на другой каменные блоки. Достопримечательностью Микен были знаменитые
"Львиные ворога", украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари воздвигали для
себя величественные купольные гробницы или толосы. К наиболее пышным усыпальницам относится
гробница Агамемнона, поражающая своей монументальностью: ее купол выложен из 33 каменных ко-
лец. В отличие от критских дворцов, где центральным ядром был открытый двор, центр микенских
дворцов мегарон – зал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев покрыты многочис-
ленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.
Микенская письменность (линейное письмо Б) дешифрована в 1953 г. Создатели ахейской культуры
говорили на греческом языке, правда, более архаичном, чем язык позднейшего классического периода.
Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.)
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »