ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Античная культура пленяет нас своим пластичным, "телесным" характером. Мир – "космос" – по-
нимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и бо-
гами. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм
и гармония, они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры – одно из
важнейших для античности. "Ничего сверх меры!" – гласила надпись над входом в святилище Аполлона в
Дельфах. Пластичность – основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение
именно пластическим видам искусства – архитектуре и скульптуре.
Античная культура отличалась глубоко светским характером – при всем значении почитания богов
в античном мире не религия, а само общество санкционировало существующий социальный строй и
этику. Античная культура была ориентирована не на царей и их приближенных (как на Древнем Восто-
ке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, поэтому античная культура
глубоко гуманна, так как прославляет и возвеличивает человека. Греческая цивилизация охватывала
территорию Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
• гомеровский (ХI – IХ вв. до н.э.);
• архаический (VII – VI вв. до н.э.);
• классический (V – IV вв. до н.э.);
• эллинистический (конец IV – I в. до н.э.).
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазо-
вая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Луч-
шими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном
количестве в Афинах (IХ в. до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, обра-
зованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Сцены на
вазах переносят нас в мир гомеровских героев: плывут по морю двухрядные суда с гребцами, идет жес-
токая битва, происходят пышные похороны героя, бьются кулачные бойцы и т.д.
Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой лите-
ратуры – "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Принято считать, что поэмы были записаны в IX – VIII вв.
до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В основе этих выдающихся памятников мировой
литературы лежит ахейский эпос – сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии).
Троянская война датируется XIII – XII вв. до н.э.
Всеми своими корнями уходила эпическая традиция в период микенской культуры. Эпос – особый
вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным
запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Песни эти певали тогда сами цари и воины под
звуки форминги – разновидности кифары, как это делает Ахилл в "Илиаде". Пели они о славных побе-
дах, событиях, поражавших воображение. Одним из таких событий была, несомненно, осада Трои.
Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы – аэды, или рап-
соды. Из эпической песни выстроены и оба шедевра античной культуры – "Илиада" и "Одиссея". В по-
эме "Илиада" рассказывается о событиях последнего года десятилетней войны греков с троянцами и о
взятии Трои. Реальное существование Трои доказал немецкий археолог Генрих Шлиман, раскопавший
Трою во второй половине XIХ в. "Одиссея" повествует о возвращении из-под Трои и долгих странстви-
ях одного из героев Троянской войны – царя греческого острова Итака Одиссея.
Эпические поэмы Гомера – своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для
знатного воина – эпического героя – считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестно-
го бойца. Сохраняет эту память певец – аэд, который передает ее потомкам.
У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов.
По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод. Гесиод –
один из ранних (VIII – VII вв. до н.э.) греческих поэтов, автор "Теогонии" – поэмы о происхождении
богов, а также сочинения "Труды и дни", в котором прославляется крестьянский труд.
Греки представляли себе своих богов именно так, как изобразил их Гомер. Мир великолепных
олимпийцев, собирающихся при дворе громовержца Зевса на общий совет, весело пирующих целыми
днями от восхода до заката, вступающих между собой в брачные союзы и ссорящихся, слишком похож
на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии.
Зевс и Гера, Аполлон и Афина, Арес и Гефест царствуют безраздельно, но они отнюдь не всевласт-
ны и всеведущи. Зато они прекрасны, озарены светом, удивительно пластичны и восхитительны. Эти
боги близки людям, ибо они сами – как бы облагороженные, "улучшенные" люди, отличающиеся от по-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- …
- следующая ›
- последняя »