Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

следних лишь бессмертием. Они любят и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают,
и в этом, по мнению греков, проявляется красота жизни.
Греческая религия и мифология наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людь-
ми, то людис богами: любимые герои грековДиомед, Аякс, Агамемнонбогоподобны. Люди могли
спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.
Греческий эпос оказал большое влияние на последующую ев-
ропейскую литературу, а Гомер явился творцом эпической техники.
Архаический период (VIII-VII вв. до н.э.)
Архаическая эпохавремя наиболее интенсивного развития
античного общества, когда окончательно определились специфические особенности цивилизации ан-
тичного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны, в том числе и госу-
дарства Передней Азии, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса человечества. В ар-
хаическую эпоху были заложены основы классического рабства, системы денежного обращения и рын-
ка, основной формы политической организацииполиса, концепции суверенитета народа и демократи-
ческой формы правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали,
эстетические идеалы античности. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной
культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, олимпийские и
прочие игры.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличитель-
ной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состяза-
тельного) начала, что было связано с формированием особого типа государственного устройства в Гре-
цииполиса, гражданской общины с республиканской, в отличие от стран Древнего Востока, формой
правления. Полисэто город-государство, в котором все граждане обладали определенными правами и
обязанностями. Отличительной особенностью культуры древних греков был агон, т.е. состязательное
начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих
соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные блага. Постепенно в греческом обществе
утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и принося-
щей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным
играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх ни рабы, ни полусвободные, ни ино-
земцы не могли). Древнейшие и самые важныеэто игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь
Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года) местом проведения игр была
Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней. И на это время по всей Греции провозглашался
священный мир. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу
в играх (олимпионик), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олим-
пийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах.
Одним из наиболее важных факторов греческой культуры
VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Через посредство финикийцев гре-
ки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозна-
чения гласных. Алфавитное письмо удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло
всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенный из них ионий-
ский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах).
В архаический период сформировалось новое течение в грече-
ской литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером, теперь внимание поэтов привлекают не героиче-
ские деяния прошлых веков, а чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает назва-
ние лирики.
Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на
о. Лесбос на рубеже VII – VI вв. до н.э. – поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Са-
фо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала центром
хоровой лирики, одной из наиболее встречающихся форм которой был дифирамбпеснь в честь бога
Диониса.
Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пин-
даре (VI – V вв. до н.э.), воспевавшем высшую добродетельаре-
теврожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и
достоинство.