Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

В начале V в. до н.э. центр тяжести политической и культурной жизни греческого мира переместил-
ся из Ионии (Малая Азия) и с островов Эгейского моря в Грецию континентальную, особенно в Афины
центр Аттики. Неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи придали Афины, а
само Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и своеобразным
законодателем моды. Правители Афин (прежде всего Перикл) стремились сделать родной город круп-
нейшим культурным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире.
Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Мно-
гочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия
спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Всестороннее развитие личности
стало целью образования (в том числе и физического). Здесь греки опередили другие народы не только
древности, но и более поздних эпох. В Афины V в. до н.э., где существовали наилучшие условия для
свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов.
Первым философом, прославившим Афины, был Анаксагор из малоазийского города Клазомены.
Материалистические основы рассуждений Анаксагора близки к ионийской натурфилософии. Некоторое
время проживал в Афинах и знаменитый Демокрит из Абдеры. Ему принадлежит учение об атомах
неделимых и неизменных частицах, вечно движущихся в пустоте. Демокрит, по-видимому, самый уни-
версальный греческий мыслитель античной эпохи: автор трудов по геометрии, арифметике, астрономии,
географии, музыке, поэзии, грамматике, архитектуре, медицине
в этом отношении с ним мог соперничать один лишь Аристотель.
Воплощением эллинской мудрости V в. до н.э. стал великий Сократ, учитель Платона; последний
сохранил его образ, биографию и учение. Босой, в залатанном плаще, некрасивый Сократ давал уроки
всем желающим и не брал платы за учение. Многие современники не видели большой разницы между
Сократом и софистами, причисляя и первого к новым "учителям мудрости". Но отличало их то, что Со-
крат верил в существование объективной истины, правда, не обещая своим ученикам раскрыть ее не-
пременно: ведь он сам говорил о себе: "Я знаю, что ничего не знаю". У Сократа было немало врагов, так
как он с присущей ему иронией нередко ставил в тупик собеседников и обличал человеческую глу-
пость, предрассудки, ложные мнения. Политические противники Сократа имели достаточно поводов
для того, чтобы привлечь его к суду (за безбожие и аморальность) и затем, как известно, обречь фило-
софа на смерть. По приговору суда Сократ выпил яд.
В классическую эпоху наука сделалась специальной сферой деятельности. Особенно показателен
прогресс медицины. "Гиппократов корпус", свод сочинений врачей, принадлежащих к школе Гиппокра-
та (V – IV вв. до н.э.), дает представление о медицинских знаниях и практике того времени. Медицина
жрецов сменилась в Греции медициной врачей, основанной на точных наблюдениях.
Если Гиппократа называли "отцом медицины", то Геродота – "отцом истории". Уроженец мало-
азийского города Галикарнасс Геродот много путешествовал, посетил Персию, Египет, берег Черного
моря и свои впечатления собрал в объемном труде "История" – первом связном изложении историче-
ских сведений.
Подобно тому как эпоха архаики в Греции выразила себя в лирике, V в. до н.э., когда культурным
центром Эллады сделались Афины, выразил себя в аттической трагедии и комедиижанрах, наиболее
полно отвечающих духу классического полиса.
Трагедия возникла из хоровой песни, из дифирамба (в перево-
де букв – "песнь козлов"), распевавшегося "сатирами", одетыми в козлиные шкуры и изображавшими
веселых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный
праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора
сатиров (с VI в. до н.э.).
В V в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог, – так возникла драма, театраль-
ное действо.
Театр занимал совершенно особое место в жизни древних греков, он был общественным институ-
том и имел дидактические (воспитывающие) функции.
Греческий театр во многом отличался от современного. Во-
первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Фи-
нансирование и организация театрального представления были из одной из обязанностей (литургий)
наиболее богатых граждан (хорегия). Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным
и напоминало скорее современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой пло-
щадкеорхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия
которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В та-