ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов,
поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец,
женщина и пр.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.).
Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе
(котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразитель-
ных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной
культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие. Античная культура
была культурой устного, а не письменного слова; высказывалось предположение, что античность вовсе
не знала чтения про себя.
Как и в других областях греческой культуры, в театре присутствовал агон (состязательность). Теат-
ральные постановки шли три дня подряд во время празднования Великих Дионисий. Давали обязатель-
но три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию.
В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую по-
становку, лучшего актера и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день
праздника победители получали награды.
Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – "отец тра-
гедии" Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии "Персы", "Прикованный
Прометей", "Орестея" и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эс-
хила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над
обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные
образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драмати-
ческом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знамени-
тых драматургов – Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее инди-
видуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно жен-
ские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик.
Расцвет аттической комедии (V в. до н.э.) связан с творчеством Аристофана ("Всадники", "Осы",
"Облака", "Лягушки", "Мир", "Лисистрата" и др. комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из то-
гдашней политической жизни Афин. Это отличает аттическую комедию с ее язвительной сатирой и по-
стоянной политической заостренностью от классической трагедии с ее интересом к легендарному, ми-
фологическому прошлому древних греков.
В классический период греческая архитектура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета,
причем главным центром художественного творчества были Афины.
В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего
размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445 – 427 гг.
до н.э.) в Афинах был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль афинского Акрополя, став-
ший символом античной Греции. Возведенный в честь победы греков над персами, он был средоточием
замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного го-
сударства. Даже сейчас, в развалинах, этот памятник золотого века античной культуры сохраняет свою
гармонию и величавость.
Строительными работами и украшением афинского Акрополя в V в. до н.э. руководил замечатель-
ный скульптор Фидий, друг Перикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма
Акрополя – Парфенона, посвященного богине Афине-Деве. История сохранила имена его создателей
– Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами до-
рического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон – воплощение гармонии и строго-
сти. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота,
ведущие на Акрополь, – Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящ-
ного храма Афины-Ники Аптерос, напротив, преобладали ионические черты.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »