ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
В ионическом ордере был построен (в конце V в. до н.э.) своеобразный по замыслу храм в честь
Афины, Посейдона и героя Эрехтея – Эрехтейон – образец редко встречающегося в греческой архитек-
туре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живопи-
сен южный – вместо колонн там стоят шесть женских фигур – знаменитые кариатиды.
Храмы Акрополя расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всена-
родного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан – Великих Панафи-
ней – лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пла-
стичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона
учли также несовершенство человеческого зрения. Колонны храма отстоят друг от друга на неравное
расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все колонны немного наклонены внутрь к
стенам здания – от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть
искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильны-
ми и гармоничными.
Храмы не единственное украшение Акрополя. Особое место в
нем занимала скульптура. Своего совершенства греческая пластика достигла во фризах Парфенона (ра-
бота Фидия и его учеников). На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступаю-
щие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними – метопы. Метопы Парфенона имели
рельефы, изображающие битвы греков с амазонками, лапифов – с кентаврами, сцены из Троянской вой-
ны, сражения богов и гигантов. Из более чем 500 фигур на скульптурном фризе Парфенона ни одна не
повторяет другую. Он считается одной из вершин классического искусства.
Внутри Парфенона, в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, стояла двенадцатимет-
ровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины, но высечена не из
бронзы или белого мрамора, а из слоновой кости и золота. Из чистого золота сделана одежда богини, а
ее шлем, волосы и щит выполнены из золотых пластин. В глазницы вставлены драгоценные камни –
сапфиры. Эта культовая статуя была творением великого Фидия, воплотившего в образе Афины-Девы
величие родного города. Фидий явил миру новый образ Афины – богини-воительницы и богини мудрости
– истинной покровительницы находящегося на вершине своей славы и могущества афинского полиса.
Идеал человеческой личности воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе – Зевса Олим-
пийского (для храма в Олимпии), высота статуи 14 м. Грозный бог изображен величаво сидящим на
троне, но его мягкий и глубоко человечный взгляд не соответствовал образу жестокого и мстительного
царя богов. Доброе и кроткое лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и
человеколюбия. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, сделана из золота и слоновой кости, но, в от-
личие от последней, причислялась к семи чудесам света. Древние авторы сообщали, что для грека было
несчастьем умереть, не увидев Зевса Олимпийского. "Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой
образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть, взошел?" – восторженно писал древний поэт.
Скульптура в целом переживает в V в. до н.э. период бурного расцвета. На смену господствовав-
шим в эпоху архаики двум типам фигур – куросу и коре – приходит гораздо большее разнообразие ти-
пов; скульпторы стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.
Утверждение достоинства и величия человека и гражданина – главный мотив греческой скульптуры
эпохи классики. Два великих современника Фидия – Мирон и Поликлет – прославились созданием
скульптурных образов атлетов-победителей. Их излюбленным материалом была бронза, всемирно из-
вестен "Дискобол" Мирона, в котором прекрасно передан момент движения тела и преодолена идущая от
архаического периода статичность. Мирон – первый среди греческих скульпторов, кому удалось показать
динамику человеческого тела.
Третий знаменитый скульптор V в. до н.э. – Поликлет – определил совершеннейшие пропорции че-
ловеческого тела и передал их в пластике. Установленный им канон более ста лет господствовал в гре-
ческом искусстве, пока ему на смену не пришел в IV в. до н.э. новый, открытый скульптором Лисиппом.
Согласно канону Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы – 1/8.
Эти и другие соотношения строго соблюдены в фигуре "Дорифора", воплотившего в себе идеал муж-
ской красоты. Бронзовые статуи Мирона и Поликлета не сохранились до нашего времени: дошли
лишь римские мраморные копии.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- …
- следующая ›
- последняя »