ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
цертный зал и прекрасный, поражающий гармонией пропорций и хорошей акустикой театр, шедевр вы-
дающегося зодчего Поликлета – младшего.
Скульптура IV в. до н.э. передавала, по сравнению с творчеством великих афинских скульпторов V
в. до н.э., больше индивидуальных черт. На смену величавости, достоинству, даже некоторой суровости
классического стиля V в. пришли другие тенденции – драматический пафос, лиризм, задушевность и
грациозность. Их воплотили в своем творчестве Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие тончайшие
оттенки движения человеческой души, настроения. Скопас, уроженец "мраморного" острова Парос,
обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом и передачей
сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его "Менада", танцующая спутница Диониса, охваченная
вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На об-
ломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с ама-
зонками – "Амазономахию".
Пракситель, младший современник Скопаса, любил изображать олимпийских богов и богинь. Он
отказался от изображения прямостоящих статуй: его "Отдыхающий сатир" и "Аполлон" с ленивой гра-
цией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя – "Афро-
дита Книдская" – прообраз многих позднейших изображений богини любви. Впервые в истории грече-
ской скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Подлин-
ных статуй Праксителя (так же, как и Скопаса) сохранилось очень мало: нам известны в основном лишь
римские копии. Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на
римских мастеров.
Стремление передать многообразие характеров – основная черта творчества третьего великого скульпто-
ра IV в. до н.э. – Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранив-
шийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон Поликлета. Этот новый идеал
полнее всего воплощен в "Апоксиомене" Лисиппа.
Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением – "Аполлоном Бельведерским".
Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, счи-
тавших его эталоном классического стиля.
В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи IV в. до н.э. отмечен зарождением многих
тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую, эпоху.
Эллинистический период (IV - I вв. до н.э.)
Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и ду-
ховной культуры, форм политической организации и социальной жизни народов Средиземноморья, Пе-
редней Азии и прилегающих районов. Начало эллинистической эпохе положили походы Александра
Македонского (334 –
323 гг. до н.э.) и завоевание им территории бывшей Персидской державы (включая Египет, Месопота-
мию, Малую и Среднюю Азию). Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству
произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утон-
ченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из
Кирены, эпическая поэма "Аргонавтика" Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для из-
бранных, ее весьма изысканный и часто вычурный стиль был далек от проблем, волновавших общество
в целом. Наиболее распространены были малые литературные формы – элегии и идиллии, в которых
преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выра-
зительные эпиграммы, которые тогда писали повсюду. Модными были и сельские мотивы в поэзии.
Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколических (пастушеских)
идиллиях Феокрит из Сиракуз.
Интересы и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы
Герода, реалистически изображавшие городской быт. Из многочисленных (более 60 имен) авторов воз-
никшей в конце IV в. до н.э. в Греции "новой аттической комедии", или "комедии нравов" наибольшей
популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий ("Третейский суд", "Брюзга", "Щит" и др.)
становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.
Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский
характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство,
в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, назван-
ных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- …
- следующая ›
- последняя »