ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а элли-
нистическая Приена наличием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху
эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городско-
му ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего солнца, и от дождя.
Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору, территорию
храма, палестру, возведенные в каждом греческом городе. Повсюду на склонах холмов возникали ка-
менные театры – наиболее примечательные из которых построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене,
Пергаме и Сиракузах.
В храмовой архитектуре получил всеобщее распространение ионический ордер, особенно в Малой
Азии. Продолжалась реконструкция храма Артемиды в Эфесе, строился великолепный храм Аполлона в
Дидимах около Милета, строительство которого продолжалось почти 200 лет. Храм Аполлона – это ги-
гантское здание (116 × 52 м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по фасаду, пред-
ставлявшее образец классического диптера.
Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гиганто-
мания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям – алтарю Гиерона II в Сиракузах и осо-
бенно к замечательному памятнику эпохи – алтарю Зевса в Пергаме (II в. до н.э.). Последний знаменит
главным образом своим грандиозным фризом опоясывающим цоколь здания (его размеры 36 × 34 × 5,6
м).
Спецификой эллинистической архитектуры считается появление нового типа общественных зданий
– библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др. городах) и сооружений научно-практического
назначения – Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах. Самым выдающимся было тво-
рение Сострата из Книда (III в. до н.э.) – морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который
считался одним из "семи чудес света" (до нашего времени он не сохранился). Он представлял собой
трехъярусную башню высотой 120 м: цоколь его был квадратным, средний ярус имел форму восьми-
угольника, а верхний – круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, обо-
рудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно
наблюдательным пунктом и крепостью.
В отличие от архитектуры, скульптура эллинистической эпохи более всего сохранила греческий об-
лик, продолжая традиции поздней классики. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась
неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Но если классические
формы искусства сложились в рамках демократического полиса и поэтому воплощали идеал челове-
ка-гражданина, то в эпоху эллинизма пластика приобретает новые черты. Монархический строй эл-
линистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тен-
денцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая
тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, лич-
ного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям,
к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть "жанром".
Сложное развитие разноликих эллинистических государств
породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процвета-
ла главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые
центры скульптурного творчества – Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны
произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом
скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в
очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли –
гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание; фигуры же олимпийцев спокой-
ны и воодушевленны. Авторы пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь
ужас и безнадежность перед лицом смерти. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая
скульптура пергамской школы.
"Умирающий галл", "Галл, убивающий себя и свою жену" – великолепные образцы патетики и пафо-
са пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй –
Ника Самофракийская. Статуя богини победы была воздвигнута на о. Самофракия в честь победы ро-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- …
- следующая ›
- последняя »