Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

С начала IV в. до н.э. полисная жизнь греков начинает клониться к упадку. Кровопролитные войны
(особенно Пелопоннеская война 431 – 404 гг. до н.э.), политическая нестабильность, внутриполисная
борьба подрывали его основусоюз равноправных граждан. Реакцией на эти процессы явилось ослаб-
ление полисного патриотизма, нарушение традиционных связей государства и гражданина. Ослаблением
греческих государств воспользовался северный сосед грековмолодое государство Македония, поко-
рившее Грецию в 338 г. до н.э.
Однако политико-экономический кризис, переживаемый греческими полисами в IV в. до н.э., не оз-
начал упадка культуры, напротив, этот период отмечен многими важными достижениями в литературе,
философии, науке и искусстве. В этот период творили такие выдающиеся мыслители древности, как
Платон и Аристотель, на небывало высокий уровень поднялось ораторское искусство, а изобразитель-
ное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не усту-
павшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
Очень популярной в IV в. до н.э. была философия киников, основанная на учении о жизни в согла-
сии с природой и ограничении насущных потребностей. Так, основываясь на принципах кинического
учения, на пренебрежении к удобствам, проводил свою жизнь знаменитый Диоген, герой бесчисленных
анекдотов. О нем рассказывали, что он жил в простой бочке на площади, в полной нищете, но язвитель-
но высмеивал пороки и условности в поведении окружающих. Это он днем в толпе искал с фонарем то-
го, кого мог бы назвать человеком, говоря: "Народу много, а людей немного". Диоген, как и прочие ки-
ники, призывал к отречению от материальных благ и предрассудков.
Среди многочисленных учеников Сократа в IV в. до н.э. никто не встал вровень с Платономвы-
дающимся философом древности, создателем целостной системы философского идеализма. В Афинах
он основал свою школу в роще, посвященной герою АкадемуАкадемию.
Самый знаменитый ученик ПлатонаАристотель, сын врача из города Стагира (поэтому часто на-
зываемый Стагиритом). Аристотель впоследствии разочаровался в платоновской системе и после смер-
ти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: "Платон мне друг,
но истина дороже".
В роще, посвященной Аполлону Ликейскому, Аристотель основал новую школу, названную Ликеем,
где он прогуливался со своими учениками, беседуя на философские темы. Еще до основания Ликея
Аристотель в течение нескольких лет воспитывал наследника македонского престола Александра Ма-
кедонского.
Как философ Аристотель был вдумчивым ученымсистематиком. Он отверг всю систему платонов-
ского идеализма и признал реальность объективно существующих вещей. Но Аристотель не только
автор собственной оригинальной системы. Он также систематизировал все накопленные к его време-
ни научные знания. Познания его охватывали математику и механику, биологию и зоологию, физику
и психологию, риторику, политику, теорию искусств. Систематизировал он и сами философские зна-
ния, выделив логику как самостоятельную науку. Но это перечислениелишь часть того поистине
универсального наследия, которое оставил этот гений древнегреческой культуры.
Если в V в. до н.э. центром монументальной архитектуры были Афины, то в следующем, IV в. до
н.э., центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период расцвета.
В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями, чем прежде.
В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором прославился, в частности, та-
лантливый зодчий Пифей, построивший в г. Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитек-
туры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолейграндиозную гробницу карийского
царя Мавсола и его жены Артемисии в г. Галикарнассе. Эту 24-ступенчатую трехъярусную мрамор-
ную пирамиду высотой 49 м, увенчанную четверкой коней в упряжкеквадригой, древние причис-
ляли к семи чудесам света. Здание поражало своей пышностью и далеко отошло от простоты и стро-
гости сооружений эпохи "высокой классики". Не менее пышными и гигантскими были классический
диптер (храм с двойным рядом колонн), также считавшийся" чудом света": храм Артемиды в г. Эфе-
се. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и
свидетельствовали о приближении новой, эллинистической эпохи, в которой слились воедино грече-
ские и восточные культурные заимствования.
В зодчестве IV в. до н.э. ведущую роль играли уже не храмовые (культовые) сооружения, а по-
стройки светского характератеатры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный
архитектурный ансамбль построен в г. Эпидавре: храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, кон-