Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 45 стр.

UptoLike

Составители: 

В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы грече-
ского искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой ар-
хитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в.
до н.э. возникла системы ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балоч-
но-стоечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных
ордеров: дорического и ионического.
Дорический ордер, распространенный, главным образом, в
южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью,
стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций.
В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящест-
во, прихотливость линий, капитель имела характерную форму, похожую на рога барана (так называемо-
го волюты). Намного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордерпышный, зре-
лищный. Со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.
Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и
Посейдона а Пестуме.
Об ионических храмах этой эпохи, значительная часть которых была уничтожена, мы знаем больше
из античной литературы.
Во всем мире славилось святилище Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из семи чудес света), храм
Геры на о. Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Эти храмы известны лишь по описаниям и рекон-
струкциям, их особенностьбогатая полихромная роспись. Древняя Грецияродина мраморных со-
оружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитек-
туры блистали всем разнообразием красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца
и лучезарного неба.
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщен-
ный образ. Это так называемые куросы (юноши), а также архаические Аполлоны. До нашего времени
дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известнаямраморная фигура Аполлона из Теней.
На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная, архаическая улыбка, глаза широко
раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной
мере. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами (девушками) в длинных
ниспадающих одеждах. Их головы украшены локонами. Сами статуи полны изящества и грации. К кон-
цу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную
их статуям статичность.
Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII –
VI вв. до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же раз-
личны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения
оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки,
большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю в играх. Стройные лекифы
ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути.
Стиль искусства вазовой росписи VII в. до н.э. часто называют ориентирующим, т.е. близким к вос-
точному. В следующем, VI в. до н.э., греческая вазороспись начинает освобождаться от восточных
влияний и красочный, причудливый живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах
или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новый чернофигурный
стиль достиг в Халкиде и в Афинах. Так, широко известны вазы, расписанные талантливым африкан-
ским мастером Эксекием на мифологические сюжеты. Ахилл и Аякс, играющие в кости, украшают со-
бой великолепную амфору Эксекия, справедливо названную жемчужиной архаического искусства.
Приблизительно в середине IV в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи вместо
черных фигур на светлом фоне, что дало простор для более тщательной разработки деталей. Из извест-
ных мастеров краснофигурной росписи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфрония. Помимо сцен из мифо-
логии и Гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и раз-
влечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц,
мастерскую ремесленника, школу, веселый пир. Стремление к реализму в изображении, к гармонии ме-
жду изображаемыми фигурами и формой сосуда делает керамику именно этого периода особенно цен-
ной в глазах знатоков искусства.
Высокая классика (V в. до н.э.)
Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине
V в. до н.э.