Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 110 стр.

UptoLike

Составители: 

ратуроведы, принадлежавшие к партии кадетов или близкие к ним по своим взглядам (Н.А. Бердяев,
С.Н. Булгаков, П.Б. Струве). "Вехи" имели огромный общественный резонанс. Только в
1909 г. сборник четырежды переиздавался, появилось более 150 различных рецензий, заметок, статей,
среди авторов которых были Л. Толстой, К. Чуковский, М. Шагинян.
А.А. Блок рассматривал интеллигенцию как единую силу, принадлежавшую к стану "сытых". В ста-
тье "Интеллигенция и народ" (1908) он писал: «Интеллигентных людей, спасающихся положитель-
ными началами науки, общественной деятельности, искусствавсе меньше... требуется какое-то
иное, высшее начало, – раз его нет, оно заменяется всяческими бунтами и буйством, начиная от вуль-
гарного "богоборчества" декадентов и кончая неприметным и откровенным самоуничтожением
развратом, пьянством, самоубийством всех видов».
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На
смену символизму пришел акмеизм. Основоположниками акмеизма считаются
Н.С. Гумилев (1880–1921) и С.М. Городецкий (1884–1967).
В новую поэтическую группу вошли Анна Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, М.А. Кузмин
и др.).
Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия,
"мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Среди акмеистов были поэты, которые в своем твор-
честве смогли обрести новые идейно-художественные качества (Анна Ахматова, С.М. Городецкий,
М.А. Зенкевич).
Творчество Анны Ахматовой (А.Н. Горенко, 1889–1966) занимает особое место в поэзии акмеизма.
Ее первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 г. Критика сразу отметила отличительные черты
ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия
Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Своей любовью к человеку, верой в его духовные силы и
возможности она явно отходила от акмеистической идеи "первозданного Адама". Основная часть твор-
чества Анны Ахматовой приходится на период Октябрьского переворота 1917 г.
Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н.С. Гумилева. В его твор-
честве преобладала экзотическая и историческая тематика, он был певцом "сильной личности". Гумиле-
ву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью. Н.С.
Гумилев был обвинен в заговоре и расстрелян большевиками в 1921 г. Место его захоронения неизвест-
но.
Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм, появившийся в России после гаст-
рольного турне итальянского футуриста Маринетти. Как и другие модернистические течения, он был
внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая
впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Давид Бурлюк, Велемир Хлебни-
ков, Алексей Крученых, Владимир Маяковский. В группе футуристов под названием "Центрифуга" на-
чинали свой творческий путь советские поэты Николай Асеев, Борис Пастернак.
Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу по-
этического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.
Идейно-художественные искания не миновали и жизнь театра, значительно потеснив позиции реа-
лизма на сцене Художественного, Камерного и других театров. В эти годы "модными" стали мрач-
ные символические драмы, большое развитие получил условный театр.
В изобразительном искусстве предоктябрьского десятилетия происходили в целом аналогичные
процессы. Появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный
хвост" (1912). Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян,
С.Ю. Судейкин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и др.), очень разных по своей художественной манере,
несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к реализму и символиз-
му, экспериментаторство в области цвета и формы.
К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии ми-
ровой живописи. К.С. Малевич (1878–1935), создатель этого направления, определил его как "супрема-
тизм" искусство чистых форм, беспредметности.
В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который
рассматривал как главное свое открытие.
В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых ху-