Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 109 стр.

UptoLike

Составители: 

произведений ("Иван Грозный", "Петр 1", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый" и др.). А.М. Опеку-
шин (1838–1923) – один из представителей монументальной скульптуры -был автором памятника А.С.
Пушкину в Москве. Открытие памятника великому поэту, созданного на добровольные пожертвования,
состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.
Культура конца XIX – начала XX вв.
Художественная культура рубежа вековважная страница в культурном наследии России. Идейная
противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течени-
ям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления раз-
нообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки цен-
ностей", по выражению Н.В. Нестерова.
В русской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. получило распространение дека-
дентство, обозначающее такие явления в искусстве, как отказ от гражданских идеалов и веры в разум,
погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной по-
зиции части художественной интеллигенции, которая пыталась уйти от сложностей жизни в мир грез,
ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные яв-
ления тогдашней общественной жизни.
Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе
и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистическим течениям.
Понятие "модернизм" включало многие явления литературы и искусства XX в., новые по сравне-
нию с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые
художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет по-
иск идей самовыражения личности в литературе и искусстве.
Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В
эти годы еще жил и работал Л.Н. Толстой, создавший замечательные по художественной выразительно-
сти и силе обличения произведения. В 1899 г. был опубликован его последний роман "Воскресенье", в
котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно.
В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.П. Чехов: повести и рассказы ("Моя
жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой ", "Невеста"), драматические произведения,
поставленные на сцене Художественного театра.
В его творчестве отражалась тогдашняя жизнь России, "до ужаса простая" и сложная. И хотя Чехов не
был сторонником определенной системы общественно-политических воззрений, его произведения не-
сли в себе ожидание новой, лучшей жизни.
В годы "внутреннего обновления" начался творческий путь Максима Горького (А.М. Пешкова,
1868–1936). Свой первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892 г. Вышедшие в конце 90-
х гг. "Очерки и рассказы" принесли писателю всероссийскую известность. В своих произведениях, на-
писанных в то время ("Старуха Изергиль", "Челкаш", "Девушка и смерть", "Песнь о Соколе", "Песня о
Буревестнике"), он воспевал гордого, свободного человека, любовь как источник жизни тех, кто звал к
борьбе и был готов отдать жизнь за свободу. Таковы Данко, Сокол, Буревестник, воспринимаемые со-
временниками как символ борца с самодержавием.
Символизм был закономерным этапом художественного развития, через который прошли и литера-
тура, и изобразительное искусство, и театр. Для всех этих областей культуры символизм стал мировоз-
зренческой основой. Он сформировался в
90-е гг. XIX в. и получил преобладающее распространение в первом десятилетии XX в.
Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов, как В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Со-
логуб, Андрей Белый.
В кругу символистов начался творческий путь А.А. Блока (1880–1921). Дебютировал Блок в одном из
мистико-религиозных журналов. В 1898–1904 гг. он создает цикл "Стихов о Прекрасной Даме", соста-
вивший его первую книгу. Однако уже в это время у него пробуждается интерес к социальной теме:
стихотворение "Фабрика" было написано им в 1903 г.
В годы реакции усилилось идейное размежевание, вновь остро был поставлен вопрос о роли интел-
лигенции в борьбе, ее связи с народом. В мае 1909 г. вышел сборник "Вехи", содержавший статьи о рус-
ской интеллигенции. Авторами его были широко известные публицисты, религиозные философы, лите-