Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 107 стр.

UptoLike

Составители: 

была открыта музыкальная бесплатная школа, существовавшая до 1917 г.
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое
объединение композиторов "Могучая кучка" (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский,
Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). Это название дал ему музыкальный критик и его
идейный руководитель
В.В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием пере-
довых идей 60–70-х гг. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов
"Могучей кучки" было стремление передать в музыке правду жизни, национальный характер. Они ши-
роко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали
утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ("Борис Годунов").
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем Петра Ильича Чайковского (1840–
1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставившей обширное творческое наследие
в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Спящая
красавица", "Лебединое озеро", оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", симфонии, романсы, симфо-
нические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и др.).
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, ис-
пользование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений.
Архитектура, скульптура, живопись XIX в.
В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых
течений в живописи, скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъ-
ема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В сти-
ле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся луч-
шие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинци-
альных городов. Обширными ансамблями украшаются главные города России: в ПетербургеАдми-
ралтейство
А.Д. Захарова, Казанский собор и Горный институтА.Н. Воро-нихина, БиржаТома де Томона и ряд
сооружений К.И. Росси; в Москвекомплексы построек О.П. Бове, Д.П. Жилярди и других мастеров
(новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в первые десятиле-
тия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, так поражавший своей прозрач-
ностью, стройностью и величественностью образ "Северной Пальмиры", который воспели А.С. Пуш-
кин, К.Н. Батюшков и другие поэты. Неувядаемой красоте зданий содействовала и монументально-
декоративная скульптура, переживавшая в творениях И.П. Мартоса, Ф.Ф. Щедрина,
В.И. Демута-Малиновского и С.С. Пименова свой расцвет. В памятнике Минину и Пожарскому Марто-
са воплотилось высокое патриотическое воодушевление передовых людей тогдашнего русского обще-
ства.
Развитие живописи и графики в начале XIX в. определялось реалистическими исканиями, стремле-
нием художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс при-
ближения искусства к действительности.
Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лириче-
ского начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живо-
писи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтиз-
ма портреты работы О.А. Кипренского (1782–1836) выделяются среди современных ему произведе-
ний портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию
сумел почувствовать в природе Италии С.Ф. Щедрин (1751–1830). В своих пейзажах, овеянных мяг-
ким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состоя-
ния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественные движением, отразилось в
творчестве В.А. Тропинина (1776–1857) и особенно
А.Г. Венецианова (1780–1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные
качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.
На первое место в искусстве 30-х гг. выдвигается историческая живопись. К.П. Брюллов (1799–
1852) в картине "Последний день Помпеи" изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая,
всеразрушающая стихия.
Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов