ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
(1806–1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен,
он стремился найти тему, которая позволила бы показать поворотный момент в жизни человечества. Он
остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему исполненным высокого
исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном "Явле-
ние Христа народу", основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях
и пороках людей.
В середине 40-х гг. складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла
Андреевича Федотова (1815–1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт
чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал дос-
тоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чван-
ство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пус-
тоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего со-
брата-художника ("Сватовство майора", "Свежий кавалер", "Утро чиновника", "Анкор, еще анкор").
В 50-е гг. бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако лишь в 60-е гг., в пору демо-
кратического подъема, бытовая живопись достигает уровня боевого искусства. Необходимость правди-
вого искусства, обращенного прежде всего к современной жизни, глубоко вскрывающего и бичующего
социальные пороки, борющегося за интересы народа, – эти требования, выдвигавшиеся Н.Г. Чернышев-
ским и другими революционерами-демократами, находят свое отражение в творчестве В.Г. Перова
(1834–1882), И.М. Прянишникова (1840–1894), Н.В. Неврева (1830–1904) и ряда других живописцев и
рисовальщиков того времени. Обличение невежественного духовенства как опоры самодержавия, про-
извола чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение тяжелой доли крестьянства и заби-
тости маленьких "униженных и оскорбленных" людей составляют основное содержание картин этих
художников, пробуждающих в зрителе протест против тогдашнего общественного строя. Немалый
вклад художники-шестидесятники внесли и в область портрета. Портреты Ф.М. Достоевского, А.Н.
Островского, В.И. Даля и других известных людей, созданные Василием Григорьевичем Перовым, по
глубине психологического и социального анализа представляют выдающиеся произведения портретной
живописи.
Академия художеств, продолжая сохранять значение основного центра профессиональной подго-
товки, превратилась со временем в консервативное учреждение, отстаивала программу и идейные уста-
новки искусства в прежних академических рамках, уже не отвечавших веянием времени. Это привело к
публичному разрыву с Академией группы одаренных художников – ее выпускников во главе с И.Н.
Крамским ("бунт 14-ти протестантов"), что имело огромный общественный резонанс. Уход из Акаде-
мии (1863) и создание свободной "Артели художников" стали предпосылкой для возникновения нового
направления в русской живописи, с самого начала противопоставившего себе Академии художеств.
В 1870 г. возникло "Товарищество художественных передвижных выставок", сгруппировавшее во-
круг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств "передвижники"
поддерживали все передовые художественные начинания, сыграв огромную роль в развитии реалисти-
ческого русского искусства.
Художественное движение 60-х гг. подготовило почву для расцвета искусства в 70–80-е гг.
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полот-
нах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стреми-
лись передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображе-
ние переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, пока-
зывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся
личности (Н.Н. Ге "Петр 1 допрашивает царевича Алексея" 1871; И.Е. Репин "Иван Грозный и сын его
Иван", 1885).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В.И. Сурикова
(1848–1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов,
проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое
слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории ("Утро стрелецкой казни"
1881; "Боярыня Морозова" 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием но-
вых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общест-
венную мысль и литературу эпохи разночинца.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М.М. Антокольский (1843–1902), сыг-
равший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- …
- следующая ›
- последняя »