Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 106 стр.

UptoLike

Составители: 

1883), созданная по инициативе А.Н. Островского, Н.Г. Рубинштейна, В.Ф. Одоевского, первый народ-
ный театр на Политехнической выставке (1872).
Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский те-
атры. Однако значительно выросло число театров и театральных групп в провинциальных городах
России, появился новый демократический зритель, главным образом, из разночинской среды. Театр
все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывал уже не только
узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усиле-
нием острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А.Н. Островского
(1823–1886), который считал театр "признаком зрелости нации, так же, как академии, университеты,
музеи". Драматургия Островскогозамечательное явление художественной национальной культуры.
С постановки пьесы "Не в свои сани не садись" (1852) на сцене Малого театра произведения Остров-
ского заняли ведущее место в его репертуаре. На драматургии Островского воспитывались многие
талантливые русские актеры (П.М. Садовский, Н.Х. Рыбаков, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов и др.).
Музыкальная жизнь России XIX в.
XIX векблестящая пора в истории русской музыки. Под воздействием событий Отечественной
войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве
С.А. Дегтяреваавтора первой русской оратории "Минин и Пожарский", Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова,
И.А. Козловского. Создаются "русские песни" в народном духе, бытовые романсы, баллады.
В проникновенных романсах А.А. Алябьева (1787–1851), задушевных лирических песнях А.Е. Вар-
ламова (1801–1848) и А.Л. Гурилева (1803–1858), обаятельных национально-романтических операх
А.Н. Верстовского (1799–1862) – автора знаменитой "Аскольдовой могилы" – нашли выход яркие, про-
грессивные стремления русского искусства. Но только Глинке удалось ввести русскую музыку в круг
мировых явлений, возвысив ее до уровня передовых идей своего времени.
Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804–1857) – великолепное начало классического периода
русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего, в глубоком понимании за-
дач народности и реализма.
Уже первая опера Глинки "Иван Сусанин" (1836) была явлением крупного мирового значения. В
"Иване Сусанине" (оригинальное название оперы "Жизнь за царя") Глинка создал высокую патриотиче-
скую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. Чувство глубокого патриотизма находит выс-
шее выражение в гениальном хоре "Славься", увенчивающем оперу торжественным гимном ликования.
Иной художественный строй лег в основу оперы "Руслан и Людмила" (1842) – монументальной
оперы сказочно-эпического склада. Взяв сюжет пушкинской поэмы, Глинка углубляет в "Руслане и
Людмиле" черты былинного повествования. Во всем величии встают здесь картины седой старины, об-
разы богатырской героики.
Традиции Глинки продолжил его младший современник Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813–1869). Ученик и друг Глинки, он следовал его заветам народности и жизненной правды.
В романсах Даргомыжского выразилось стремление приблизить музыку к живой человеческой ре-
чи. Лучшие черты его глубоко своеобразной лирики свойственны романсам-монологам на слова Лер-
монтова, с их настроением тягостного и скорбного раздумья.
Центральное произведение Даргомыжскогоопера "Русалка" (1855) – положило начало новому
жанру психологической драмы в русской музыке.
Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере
"Каменный гость" на сюжет драмы Пушкина.
Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии му-
зыки. В 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна (1829–1894) было организовано Русское музыкальное
общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечествен-
ных талантов" Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге по инициати-
ве А.Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н.Г. Рубинштейн, 1866) были открыты кон-
серватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
В Петербурге в 60-е гг. композитором М.А. Балакиревым и преподавателем пения Г.Я. Ломакиным