Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 105 стр.

UptoLike

Составители: 

вующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых порефор-
менных десятилетий. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути
борьбы с ним.
Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти
годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в
предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в 60–70-е гг., принес-
ло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее ме-
сто принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни
и быта крестьянства (очерки Н.В. Успенского, В.А. Слепцова, Г.И. Успенского и др.).
60–70-е гг. время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Ог-
ромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И.С. Тургенев (1818–1883) и Ф.М. Дос-
тоевский (1821–1881). В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", опубликованном в 1862 г., и в других
его произведениях созданы образы новых героев эпохи-разночинцев и демократов.
Творчество Федора Михайловича Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко
нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.
Сам Ф.М. Достоевский был осужден по делу петрашевцев, приговорен к расстрелу, который заме-
нили по приказу царя каторгой. В Омской каторжской тюрьме писатель провел четыре года вместе с
ворами и убийцами. Лучшие романы Достоевского "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Ка-
рамазовы" составляют золотой фонд мировой литературы.
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Льва Николаевича Толстого (1828–1910).
Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда вол-
новали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных
литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором он, изо-
бражая жизнь русского общества
70-х гг., выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.
Юбилейное собрание сочинений Л.Н. Толстого насчитывает 90 томов.
Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления,
связанного с именем Г.В. Плеханова (1856–1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России.
К 1883 г. относится его первая марксистская работа "Социализм и политическая борьба".
В области филологии и лингвистики много сделал
И.И. Срезневский (1812–1880) – основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные ра-
боты по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лин-
гвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848–1914). Огром-
ную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал
В.И. Даль, издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который не утра-
тил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В.И. Даля неоднократно переиз-
давался также как и собранные им "Пословицы русского народа".
Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-
просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, изда-
ние научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических
изданий (примерно, с 60 в мае 1855 г. до 500 к концу столетия), причем, в первую очередь, этот рост
коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов). Развитие науки, дости-
жения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь.
Театральная жизнь России XIX в.
Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Те-
атральная общественность привлекла внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучше-
ние профессионального актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных ан-
треприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882
г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом "домашних спектак-
лей", "семейных вечеров" и т.д.
Так появился в Москве Артистический кружокобщественно-художественная организация (1865–