Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели
херсонесские священники во главе с Анастасом. Возможно, он встал во главе всей русской церковной
организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии. Тем са-
мым Владимир как бы подчеркивал независимость русской церковной организации. На содержание это-
го храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться
Десятинной.
Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жиз-
ни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако
христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы,
архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных
истоков русской культуры. Долгие десятилетия на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия,
которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в от-
даленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Раз-
витие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.
Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все разви-
тие русской культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия но-
вым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетиче-
ское христианство Византии, пересев на русскую почву с ее культом природы, с поклонением солнцу,
свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью, существенно преобразо-
валось. Это нашло отражение во всех областях культуры. Не случайно во многих церковных памятни-
ках культуры, например, сочинениях церковных авторов, мы видим совершенно светские мирские рас-
суждения и отражение чисто мирских страстей, а вершина духовного достижения Древней Русигени-
альное "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами.
Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и
народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, перепле-
тение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют
феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности,
масштабности, образности в летописании; народность, целостность и простота в искусстве; изящество,
глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоян-
ное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая
слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечест-
ву, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов
русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, по-
страдавших за единство страны, принявших муку ради людей.
ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРА дРЕВНЕЙ рУСИ
Волей исторической необходимости в конце X в. христианство стало господствующей религией
на Руси. Это не значит, однако, что именно православие по византийскому образцу с неизбежно-
стью должно было прийти на Русь. Принятие христианства не было предопределено "свыше", как
это утверждает теология. Оно взяло верх над своими идейными конкурентами лишь в ожесточен-
ной политической и идеологической борьбе.
Бесспорно влияние новой веры на отечественную культуру. Воздействие христианства сказалось
буквально на всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Но бы-
ло бы несправедливым связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего
оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздей-
ствие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Христианство,
несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, хотя это не дает основание говорить о
том, что русская культура родилась вместе с христианством: сменился лишь тип культуры.
Говоря о прогрессивном характере христианизации, нельзя не отметить побочные отрицательные
последствия этого процесса. Пришедшее на Русь христианство подавляло предшествующую ему на-
циональную культуру. Отрицательно сказывались на развитии отечественной культуры и последствия
изоляционизма, который был привнесен церковью. Выстроенный его идеологический барьер на многие