Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

века отгородил Русь от Западной Европы и стран Востока. На этом фоне не всегда благоприятную роль
играли тесные связи с византийской культурой, впоследствии пребывавшей в состоянии упадка и за-
стоя.
В отличие от богословских утверждений, что Русь сразу же и с восторгом приняла христианство,
усвоение новой религии не представляло собой единоразового и беспроблемного акта. Крещение от-
лично от христианизации, длительного и многотрудного процесса восприятия новой религии.
Было бы глубочайшим заблуждением относить расцвет раннефеодальной Руси только на счет одно-
сторонне благотворного воздействия христианства. Такая позиция возникла как один из вариантов
расхожей в буржуазной историографии теории влияний, которые на протяжении всей своей истории
якобы переживала Русь. Нет совершенно никаких оснований сводить богатейшую многообразную
общественную жизнь средневековой Руси к тем новшествам, которые привела с собой новая вера,
равно как нет никаких оснований говорить о сплошной дикости и отсталости славянских племен на-
кануне принятия христианства.
Новая религия объединила социальные организмы, принявшие ее, в особого рода общности
религиозные, а это во многом влияло на сплочение русских земель.
Однако, прежде чем стать консолидирующим фактором, христианство прошло на Руси целый ряд
этапов в своем развитии, ассимилируясь в культурном контексте древнерусской цивилизации.
Говоря о христианизации как существенной составляющей русской культуры, следует опять под-
черкнуть "неопределенность источников", о чем постоянно говорят исследователи. До сих пор преобла-
дает концепция двух путей проникновения христианства на Русь: византийского и моравско-
болгарского. Из болгарских земель на Русь пришли первые пастыри, вероучительные книги, первые
писцы и "мужи ученые". На основе греческих, арабских, древнерусских источников воссоздается дея-
тельность не только первых учителей верыКирилла и Мефодия, но и особенности постижения хри-
стианства Русью. Знакомство Руси с христианством осуществилось задолго до ее официального креще-
ния Владимиром в 988 г. и оно было связано с контактами Руси с Римом, Византией, западноевропей-
ским миром. Ранний период знакомства с христианством, как отмечает А. Синайский, носил эпизодиче-
ский характер: "Занятые церковными спорами, окончившимися печальным результатом (расколом хри-
стианства в 1054 г.)… Рим и Византия имели, так сказать, случайное отношение к юной Русской Церк-
ви, действуя на нее не систематически, а отрывочно". Нельзя упускать из вида, что проникновение хри-
стианства на Русь было результатом не только миссионерской деятельности Византийской и Болгарской
церквей, но и последствием активных межкультурных контактов населения Руси с соседними странами.
Русские торговцы и военные дружины подолгу жили в Византии и Болгарии, на Крите, в Германии, Си-
рии, Египте, Моравии. Они были хорошо знакомы с исламом, иудаизмом, Римской, Александрийской,
Византийской церквями. Представители этих религий постоянно жили в самой Руси в качестве наемни-
ков, ремесленников, купцов, толмачей, военнопленных. Сегодня можно говорить о том, что уже в IX в.
на Руси появились первые домовые церкви, церковная утварь и книги, которые стали использоваться
по назначению, утрачивая статус военных трофеев и заново обретая сакральные смыслы. Официально
крещение приняла Ольга в 955 г., затем крестился Владимир, а в 988 г. стал официальной датой креще-
ния "всей земли русской", обретения христианством государственного статуса. В отличие от Западной
Европы, где становление христианской веры шло "от низов к верхам" (Н. Бердяев) общества, потребо-
вав для своей эволюции несколько столетий, Русь овладела христианством, прежде всего как государст-
венной религией, говоря словами Е.В. Аничкова, "…христианство вышло из сеней теремного дворца".
Это было обусловлено несколькими причинами: необходимостью вписаться на равных в мир европей-
ских государств, в геополитические условия существования, свойственные IX–X вв. (ведь к этому вре-
мени среди влиятельных соседей России не было почти ни одного языческого государства); становле-
ние русской государственности требовало внутренней консолидации, стирания племенных различий,