Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

закрепленных в языческих пантеонах (реформа язычества, предпринятая Владимиром в 980 г., не при-
вела к ожидаемым результатам); обеспечение государственно-культурной целостности, территориаль-
ной неделимости, социально-этнической общности нуждалось в новом миропонимании, в новой идео-
логии. К этому времени уже была сформирована единая хозяйственно-экономическая система, создана
денежная единица, унифицирована государственно-политическая структура, выбраны единые культур-
ные ценности. Власти требовалась идеологическая поддержка, которая могла бы дать новое мирообъяс-
нение, воплощенное в христианстве с его принципиально иными, чем в язычестве, иерархией ценно-
стей, нравственными доминантами и отношением к государству. То, что христианство было сознатель-
но "выбрано" и внедрялось "сверху", преследуя, прежде всего, геополитические цели, создало в русской
культуре феномен двоеверияхристианско-языческого синкретизма, о природе и характерных чертах
которого ученые спорят и сегодня. С новой верой для Руси открывался путь приобщения к западноев-
ропейской культуре, но методы, способы принятия христианства заложили в самой русской культуре то
дихотомическое напряжение, которое будет постоянно давать себя знать и в широких еретических дви-
жениях (XIV–ХVII, XVIII вв.), и в церковном расколе и старообрядническом сектантстве (XVII, XIX
вв.), и в попытках нового религиозного синтеза, религиозного ренессанса (конец XIX – начало XX вв.),
и в религиозном обновленчестве (наше время).
Принятие христианстваэто результат многовековых процессов взаимовлияния и взаимопроник-
новения культур, в рамках которого религия могла выступать и выступала, прежде всего, как идеология,
а не как вероучение в собственном смысле этого слова. Христианизация Руси была, безусловно, зако-
номерным и длительным процессом, который прошел в своем развитии несколько этапов: VI–IX вв. –
стихийное, неорганизованное знакомство с христианской доктриной и обрядовыми правилами в резуль-
тате постоянных контактов восточных славян с готами, фракийцами, греками, ромеями; IX–X вв. харак-
теризуется обилием религиозно-идейных течений на Руси, наличием разнообразных проповедников и
миссионеров (францисканцев, бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, августинцев, тринитариев и
многих других), деятельность которых завершилась превращением христианства в государственную ре-
лигию, добровольным ее принятием государственно-политической элитой и созданием материальных
условий для деятельности русской церкви (указ Владимира о десятине); XI–XVII вв. характеризуются
организационным оформлением, автокефальной Русской Православной Церкви во главе с патриархом,
насильственным обращением в веру большинства населения и проповеднической, миссионерской дея-
тельностью среди других народов.
Если за весь IX в. в Новгороде было построено только две церкви, в Киеве – 25, то уже к XIII в.
христианство становится существенной детерминантой русской культуры, строительство церквей идет
по всей Руси. При Ярославе Мудром (1019–
1054) только начинается создание монастырей, в XII в. они постепенно становятся центрами новой
книжной культуры, а их общее число достигает 70, но только к XVII в. окончательно складывается об-
лик крупнейших монастырских комплексов Руси: Новодевичьего, Донского в Москве, Спасо-Ефимиева
и Покровского в Суздале, Алексеевского в Угличе, Новоиерусалимского и др. Становление христианст-
ва было не простым: всплески языческого сознания, отраженные в восстаниях волхвов в 1024, 1071 гг.,
соседствовали с выработкой основ христианской нравственности в знаменитом "Слове о законе и бла-
годати" Иллариона. До XV в. русская православная церковь не обладала полнотой религиозной власти,
как церковь латинская, но к этому времени она успела накопить не только богатый опыт конфессио-
нальной и межконфессиональной деятельности, но и аккумулировать обширный культурно-
исторический материал, выработать каноны монашеского благочестия, ставшего идеалом для светских
властей и простого народа, создать многочисленные центры книжной культуры, выработать самобыт-
ный национальный художественный канон, воплощенный в зодчестве, книжной гравюре, прикладном
искусстве, иконографии. Оформление национальной церкви сопровождало становление национального
государства, изначально складывая симбиоз церкви и власти, с одной стороны, и объективные предпо-
сылки отчуждения народа от религиозных официальных институтов, с другой. Многие русские мысли-
тели считали, что окончательная христианизация русского народного сознания осуществилась только к
XVIII в.
Изначально русские князья лично "участвовали в формировании национальных особенностей хри-
стианского культа, в подготовке своих священников, в строительстве храмов, содействовали летописа-
нию". После 1018 г. (поражение Болгарии в войне с Византией) на Руси появилось большое количество
болгарского духовенства, книжников-писцов, которые занимались переводом греческих религиозно-
философских, исторических источников на старославянский язык. Княжеская власть направляла и суб-