ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
зантийского канона. От раннего периода осталось очень мало икон: от знаменитых мозаик Михай-
ловского монастыря в Киеве, например, сохранилось лишь изображение Дмитрия Солунского, из
икон Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде – только Устюжское Благовещенье. По-
степенно общие каноны построения изображения, свойственные византийской иконографии, сменя-
ются особенностями национальных иконописных школ: Новгородской, Московской, Владимиро-
Суздальской. Первый русской иконописец Алимпий Печерский творил в XI в., национальные же
иконографические школы складываются только во второй половине XIII в. И в иконографической
традиции Древней Руси отразились общие для данного периода (когда христианская вера стала и
"системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и философией"), черты русской
художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, нормативность,
традиционализм, символичность, мистический реализм, условность, абстрактный психологизм (тер-
мин Д.С. Лихачева). Выработка общехудожественного стиля была связана с постепенным становле-
нием общего стиля культурной жизни Руси, воплощением чего стала, прежде всего, унификация и
централизация политической жизни. Период ученичества закончился, начиналось время самоутвер-
ждения и саморефлексии культуры, воплощением которой стала выдвинутая иноком Филофеем
идеологема "Москва – третий Рим" (1524), легшая в основу становящегося Московского царства и
утверждавшая Москву центром всего христианского мира. Христианство, обретая на Руси нацио-
нальную форму православия и выстояв в борьбе с ордынским нашествием, дало к XIV–XVI вв. тол-
чок для новой национальной консолидации, отразившийся в рассвете новых жанров литературы, в
быстром прогрессировании архитектуры, иконописи, философско-богословский мысли. Постордын-
ский период в развитии русской культуры характеризуется ярко выраженным подъемом, в основе ко-
торого лежит рост национального самосознания и выработка новых государственных форм, поддер-
жанных новыми идеологемами и нашедших обоснование в религиозно-философских трактатах дан-
ного времени, а также освоение традиций народной культуры (шатровые храмы, новые сюжеты в
иконографии, темы и жанры литературы), когда народная жизнь стала предметом изображения и ху-
дожественного осмысления. Но данный период характеризуется отнюдь не однозначными тенден-
циями в развитии культуры: наряду с освоением ценностей народной жизни, развитием националь-
ного стиля в это время на Русь проникает мощное европейское влияние. Оно было связано не только
с противоречиями исторических процессов этого времени. XVI в. для Руси – переломный период в ее
судьбе, когда решается вопрос о дальнейшем ее существовании: плавный эволюционный процесс
культурного развития был прерван Ливонской войной, смутой, иностранной интервенцией, установ-
лением опричнины и крепостного права. Время культурного подъема в XV в. – середине XVI в. по-
степенно сменяется эпохой, подспудно готовящей Петровские преобразования. XV– XVI вв. – это
эпоха прояснения социально-политических, духовных, культурных проблем, эпоха полемики и диа-
логов, эпоха начала книгопечатания (1553) и формирования светского направления в культуре, это
развитие самостоятельной критической мысли, направленной на рефлексию самих основ русской ци-
вилизации. Это период синтеза локальных культур и государственно-политических институтов, со-
бирания и осмысления ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития, время
становления национального характера, высокого развития исторического самосознания, которое
предполагало и историческую память и историческую ответственность за судьбы России. Традицио-
нализм и историзм, свойственные данному периоду русской культуры, не были нацелены только на
развитие охранительных тенденций в социокультурной жизни России. Напротив, они предполагали
развитие "самомышления", на основе полемического прояснения всех культурозначимых вопросов:
"…от судеб феодальной земельной собственности до принципов иконописания… Обсуждаются про-
екты социальных реформ, государственного устройства, происхождение и характер великокняжеской
и царской власти, ее обязанности по отношению к подданным, ее взаимоотношения с церковью, со-
циальная роль церкви и монашества, место России в мировой истории и русской церкви и истории
христианства". Полемический диалог в эту эпоху представляли, прежде всего, нестяжатели (Нил
Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек) и иосифляне (Иосиф Волоцкий, митрополиты Даниил и
Макарий). Дискутируются сущностные вопросы об уме и душе, истине и правде, добре и красоте, ве-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »