Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

стоящее, уникальное искусство русского колокольного звона начало формироваться с XIII в.) отме-
рял время для всех жителей Древней Руси. Символическим воплощением христианской истории,
христианского миропонимания становится в русской архитектуре крестово-купольная композиция,
выступающая воплощением единства небесного и земного, вечного и преходящего, святого и духов-
ного, Божественного и человеческого. Но начало русскому зодчеству дало великолепие византийской
купольной архитектуры, образцами которой стали София Киевская и София Новгородская. В этот
период строили в основном греки, воплощая в архитектурных формах свою тягу к пышности, укра-
шательству, традициям богатых мозаичных композиций, столь нехарактерных для Руси впоследст-
вии. После строительства Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1036), аккумулировавшего
все типичные черты византийской архитектуры (трехнефность, пятикупольность, хоры), уже при
создании композиций первой каменной русской церкви в КиевеБогородицы Десятинной (конец X
в.), которая была полностью разрушена в 1240 г. ордынскими войсками, были воплощены чисто рус-
ские, неканонические для Византии черты: многокупольность (25 куполов), акцентирование алтар-
ной части, пирамидальность композиции. В IX в. был сооружен в Печерском монастыре первый од-
нокупольный Успенский собор, являвший собой воплощение характерно-национального композици-
онного решения. К XII–XIII вв. условное единство киевского архитектурного канона распадается на
региональные формы зодчества. В это время создаются уникальные архитектурные сооружения, от-
несенные к мировым сокровищам культуры: церкви Покрова Богородицы на Нерли (1165), Спасо-
Преображения Покровского монастыря (1165), Дмитриевский собор во Владимире (1194 – 1197). Ко-
лоссальные монументальные формы Киевской Руси, грандиозность композиций и интерьеров (так, в
Киевской Софии фигура Богоматери Оранты имеет высоту 5,45 метров, а изображение Пантократора
в куполе равно четырем метрам, Ярославская Оранта имеет высоту три метра) сменяются гармонией
строгой соразмерности архитектурных форм, их камерностью, когда через "малое видится великое"
(М. Грек). Строгость архитектурного стиля Руси была связана и с перенесением на каменное зодче-
ство характерных черт деревянного строительства, ведь до 1292 г. из-за ордынского ига на Руси не
было построено ни одной каменной церкви. В связи с территориальным положением и спецификой
истории наибольшая сохранность соборных построек наблюдается на Новгородской земле, где
строительство осуществлялось из кирпича, а само это строительство было очень разнообразным: воз-
водились монастыри (композиции Антониевского и Юрьевского монастырей) и храмовые постройки,
церкви (знаменитая церковь Николы в Ярославском дворище, церковь Спаса на Нередице (1198),
уличные церкви (например, церковь Петра и Павла на Синичьей улице), домашние церковки. Во
Владимиро-Суздальской земле строительство осуществлялось из известняка, который давал возмож-
ность декорирования архитектурных сооружений каменной резьбой, из 566 изображений которой
только 46 непосредственно связаны с христианской тематикой. Георгиевский собор в Юрьеве-
Польском (1234) также украшен резьбой от подножия до кровли, в ней встречается очень интересный
образкентавра в русском кафтане. Архитектура Владимиро-Суздальской земли носила на себе от-
печаток влияния романского стиля. Постепенно уже на иных национальных основаниях в XII–XIII
вв. складывается общерусский национальный стиль в архитектуре, отражающий самобытность рус-
ской культуры. Его воплощением стали башнеобразные формы, основанные на ступенчатых арках,
введение второго и третьего яруса закомор, сложных кокошников, что создавало динамичную, уст-
ремленную вверх композицию. Идеальным воплощением нового русского национального стиля ста-
ли Спасская церковь Спасо-Андронникова монастыря (XV в.), храм Василия Блаженного (XVI в.),
церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.). Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не за-
тронуть живописных традиций. Первые иконы появились в Византии в V–VII вв., а к IX в. иконогра-
фический канон сложился окончательно и в этом виде пришел на Русь. Первые росписи осуществля-
ли византийские и греческие мастера: например, великолепную роспись церкви Спаса на Нередице в
Новгороде, уничтоженную во время Великой Отечественной Войны, осуществлял византиец Олисей
Гречин. Иконографическая традиция на Руси начиналась с фресок Софии Киевской, на которых были
изображены не только христианские святые и сюжеты священной истории, но и групповой портрет
семьи Ярослава Мудрого, скоморохи и музыканты, что, безусловно, являлось нарушением строго ви-