ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
зочные дворцы. Гравюры выполнены очень искусно и тщательно. Не менее декоративны и заставки
этой книги, составленные из богатого, изящно переплетающегося растительного орнамента.
Мастером третьей штанбы был Никита Федорович Фофанов. Псковитянин, успевший тогда выпус-
тить только одну книгу – "Минею общую", увидевшую свет в 1609 г. Это солидный фолиант объе-
мом 752 страницы. "Минея общая" отпечатана новым добротным шрифтом, получившим затем на-
звание "Никитинского". Им печатались книги на всем протяжении первой половины XVII в. Орна-
мент этой книги, заставки, инициалы, ломбарды отличаются скромностью и строгостью рисунка.
Книгу открывает предисловие, где Фофанов по установившейся традиции славословит Василия
Шуйского, который повелел устроить новую избу. Далее автор предисловия разъясняет значение от-
печатанной им книги, причем полагает, что этот сборник составлен самим Кириллом Философом,
просветителем славян, который якобы передал его киевскому князю Владимиру Святославичу.
Всего в Московском государстве до 1611 г. было издано печатным способом не менее 33 книг, из
них 7 – анонимными печатниками, 3 – И. Федоровым, 13 – А. Невежей, 7 – И.А. Невежиным и 3 – А.
Радишевским и Н. Фофановым.
В Московском государстве книгопечатание с первых его шагов было монополизировано царской
властью и церковью, которая допускала его с одной единственной целью – для размножения текстов,
необходимых при отправлении церковных обрядов. Типографии были государственными учрежде-
ниями, а их сотрудники – чиновниками. Санкцию на выпуск той или иной книги давал глава москов-
ской церкви – патриарх. Печаталась главным образом литургическая литература. Характерной осо-
бенностью русского книгопечатания была его концентрация на Московском Печатном дворе, что об-
легчало постоянный контроль со стороны властей. Верхняя типография в Кремле была организована
специально для публикации литературных трудов Симеона Полоцкого – наставника детей царя
Алексей Михайловича. Эта типография отпечатала всего шесть изданий и фактически была Кремлев-
ским филиалом Печатного двора. Вся работа Печатного двора была строго регламентирована. Типо-
графия не могла ничего выпускать по своему усмотрению, без патриаршего благословения. Справ-
щикам строжайше запрещалось вносить какие-либо изменения в текст книг без разрешения руково-
дства. Позднее при Печатном дворе была организована "правильня" – целый отдел, где рукопись го-
товили к изданию, редактировали, держали корректуру. Начало и конец печатания сопровождался
торжественными молебнами. Затем те, кто участвовал в издании книги, получали денежные подарки.
Первые роскошно оформленные экземпляры вручались царю, патриарху и членам царской семьи,
другие распределялись по монастырям и приказам, а остальную часть – продавали.
"Изобретение книгопечатания – самое значительное событие в истории. Благодаря книгопечатанию,
человеческая мысль становится как никогда вечной. Она летуча, неуловима, неразрушима". Так писал
Виктор Гюго в романе "Собор Парижской богоматери", и этот восторженный гимн книгопечатанию от-
ражает мнение многих передовых умов.
ГРЕКО-СЛАВЯНО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Первое высшее общеобразовательное заведение в Москве создано в 1687 г. под названием Эллино-
греческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведе-
ние. Инициатива организации академии принадлежит Симеону Полоцкому, составившему в 1680 г.
"Академический привилей" (учредительную грамоту), в котором определены задачи, содержание, фор-
мы обучения и права академии. Академия готовила образованных людей для государственной службы и
церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия.
В XVII в. в академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, ла-
тинский и славянский языки, "семь свободных искусств", богословие, основное внимание уделялось
греческому языку. С начала XVII в., после преобразований, проведенных Стефаном Яворским, курс
обучения расширился (немецкий и французский языки, медицина, физика, философия и др.), ведущее
место занял латинский язык. В 1701 г. академия была переименована в славяно-латинскую, в 1775 г. –
славяно-греко-латинскую академию. С учреждением Академического университета в Петербурге (1725
г.) и Московского университета (1755 г.) академия стала терять свое значение и превратилась в высшую
богословную школу, в 1814 г. преобразована в московскую духовную академию и переведена в Троице-
Сергиеву лавру (ныне в г. Загорске).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- …
- следующая ›
- последняя »