Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 79 стр.

UptoLike

Составители: 

Ивана Федорова мы и сегодня должны помнить как выдающегося сына своего народа. То, что напе-
чатано Иваном Федоровым, стоит в одном ряду с европейскими всемирно известными изданиями немца
Иоганна Гутенберга, венецианца Альда Мануция, французов Этьенов, голландцев Эльзевиров, белоруса
Франциска Скорины и других.
Последователи Ивана Федорова на Руси
Новые более смелые шаги сделало русское книгопечатание в XVII в. В это время, кроме Москвы, книги
выпускались уже в некоторых других городах государства. Интересы школьного образования по-
требовали значительного количества учебной литературы. Так, в 1634 г. выходит "Азбука" Василия
Бурцева, в середине века – "Грамматика славянская" Мелетия Смотрицкого, в 1694 г. – "Букварь"
Кариона Истомина, а в 1703 г. – знаменитая "Арифметика" Леонтия Магницкого...
Печатная книга в России шаг за шагом укрепляла свои позиции в культурной жизни общества. В
XVIII в., особенно после прогрессивных петровских реформ, в стране начинают широко издаваться
книги научные, технические, политические, военные, художественные, учебные. Возникает периодическая
печать.
С 1708 по 1725 гг. в России было выпущено книг больше, чем за 150 лет, прошедшие со времени "Апосто-
ла" Ивана Федорова.
Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем больше мы сознаем значение
его творческого подвига, тем ярче прорисовывается его многогранный образ. Мы восхищаемся му-
жеством Ивана Федорова, разносторонностью его дарований, глубиной познания.
Имя Ивана Федорова по справедливости называют среди имен величайших представителей нашей
Родины
После И. Федорова и И. Мстиславца всей работой типографии в течение 35 лет руководил А.Т. Не-
вежа с работниками. То, что под началом И. Федорова в одной печатне работали два Тимофеевича, дает
основание предположить, что они были братьями, хотя сведений о жизни этих печатников нет. Прозви-
ще ТимофееваНевежа указывает на его западнорусское происхождение. В 1568 г. А.Т. Невежа выпус-
тил с помощью оставленных
И. Федоровым и И. Мстиславцем шрифтов "Псалтырь" в одну четвертую долю листа. В книге указыва-
ется, что напечатана она повеление царя Ивана IV с благословения митрополита Афанасия 8 марта 1568
г. Судя по формату, "Псалтырь" издана для учебных целей, для повседневного чтения. Двухкрасочная
печать, в начале книгигравюра на дереве, изображающая царя Давида, сидящего в кресле и пишуще-
го. Фигура Давида помещена в архитектурную рамкусвоеобразный портик, который не выделяет ее, а
скорее подавляет. По словам А.С. Сидорова, "могучие столбы портика подавляют фигуру, которая ка-
жется, как бы зажатой между нимиОбраз измельчен. В этом возможно, главное новшество "Псалты-
ри". Заставки "Псалтыри" белые на черном близки к стилю И. Федорова, хотя и проще по исполнению.
После выхода в свет "Псалтыри" работа типографии или прекратилась, или продолжалась, но издания
того времени до нас не дошли. В 1571 г. при пожаре Москвы Печатный двор сгорел, и по указанию царя
А.Т. Невежа и его помощники со всем оборудованием переправились во временную царскую резиден-
циюАлександровскую слободу. В течение 25 лет Андроник Тимофеев Невежа выступал как единст-
венный мастер печатного делапродолжатель традиций Ивана Федорова и Петра Мстиславца на Мос-
ковской Руси. Ничего существенного он ни в типографское исполнение книги, ни в ее художественное
конструирование и графику не внес, а шел по стопам первопечатников, следовал их образцам, лишь
иногда незначительно от них отклоняясь. В то же время он был умелым типографом, талантливым мас-
тером гравюры на деревне. Об этом говорит и его слободская "Псалтырь" – небольшое, в одну четвер-
тую долю листа, издание, сходное с московской "Псалтырью" почти во всем, за исключением гравюры
царя Давида. Вторым изданием, отпечатанным Андроником Невежей в Александровской Слободе, был
миниатюрный "Часовник", сохранившийся до нашего времени только в одном экземпляре. Других из-
даний, вышедших в Александровской слободе, нет. Нет никаких сведений и о деятельности самой пе-
чатни. Видимо, книгопечатание развивалось здесь совсем не так крепко, без помех и бесперебойно, как
утверждалось в "Сказании достоверном". Вероятно, двенадцатилетний перерыв в работе типографии