Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 78 стр.

UptoLike

Составители: 

В это время Львов посетил богатый украинский магнат князь Константин Острожский. Побывав у
Федорова и узнав о его положении, он предложил московскому "друкарю" переехать к нему в город
Острог и продолжать свою работу там. Надеясь с помощью богатого покровителя поправить свое фи-
нансовое положение, печатник согласился. Осенью 1576 г. он перебрался к нему на Волынь. Здесь с
1578 по 1581 гг. Иван Федоров выпускает пять книг, в том числе новое издание "Азбуки" и знаменитую
"Острожскую Библию" (1580). "Библия", выпущенная в Остроге, – самое выдающееся достижение сла-
вянской старопечатной книжности, выдвинувшее имя Ивана Федорова в один ряд с крупнейшими мас-
терами книгопечатания. Книга вышла значительным по тому времени тиражомболее тысячи экземп-
лярови получила широкую известность не только на Украине и в России, но и во многих странах Ев-
ропы. Экземпляры "Острожской Библии" и сегодня имеются в хранилищах Болгарии, Польши, Югосла-
вии, Чехословакии, Италии, Англии, Швеции, США.
Хотя во времена Ивана Федорова католическая реакция еще только набирала силу, наступление ее
чувствовалось во всем, там и тут оно переходило в ожесточенное преследование всего русского, славян-
ского, православного.
Острожский период в издательской деятельности Ивана Федорова был самым плодотворным, одна-
ко также весьма непродолжительным. После завершения работы над "Острожской Библией" он вновь
переселяется во Львов, связей с которым не прерывал и в годы службы у князя.
Одни исследователи видят причину разрыва в том, что, несмотря на свое сказочное богатство (во
владении К. Острожского находилось 100 городов, 1300 сел, 10 монастырей и около двух миллионов
моргов земельных угодий!), князь оказался "не таким уж щедрым меценатом", тяготился большими
расходами на друкарню (типографию), затевал ссоры при дележе и продаже напечатанных в ней книг и
т.д.
Другие ищут причины прекращения деятельности Острожской типографии, прежде всего, в по-
литическом облике князя Острожского, в его идейной непоследовательности, излишнем тщеславии и
беспринципности. В пору острой идеологической борьбы против усилившихся происков иезуитов и
наступления католической реакции князь открыто поддерживал дружеские отношения с униатами и
иезуитами, при его дворе большим влиянием пользовалась проримская группировка. Более того, сам
он весьма спокойно воспринял проект иезуитов открыть типографию, в которой бы кирилловским
шрифтом печатались сочинения, пропагандирующие идеи униатства (объединения православной
церкви с католической) и католицизма. Служить человеку, находящемуся в дружбе с его идейными
противниками, заигрывающему с самим Римом, Иван Федоров, естественно, не смог.
Во Львов он вернулся с намерением открыть большую, хорошо оборудованную типографию, чтобы
еще более щедро сеять в сердцах драгоценные "духовные семена". Однако средств не хватало. Неболь-
шая львовская типография еще до острожского периода была заложена и пока не выкуплена. Немало
денег Федоровым было роздано в долг, но вернуть их было не так просто. Предложили отлить для горо-
да Кракова малую войсковую пушкуне отказался, принял заказ, заработал 136 золотых.
Очевидно, во время работы над этой пушкой у Федорова окончательно созрел давно вынашивавшийся
проект создания не обычных, а новых, до того невиданных многоствольных орудий. Этим проектом
можно было бы заинтересовать многих. Жаль, Москва далека, а польский корольее давний убеж-
денный противник. Иное делоВена! У императора Рудольфа II, говорят, хорошие отношения с
русским царем Иваном Васильевичем. Не постучаться ли с этим проектом к нему, тем более что его
родине, Московии, худо от этого не будет. Но смерть не позволила осуществиться этим планам. И.
Федоров умер в 1583 г.
Сподвижники и друзья похоронили Федорова в Онуфриевском монастыре Львова и возложили на его
могилу скромную каменную плиту с выбитыми на ней словами: "Друкарь книг, пред тем невидан-
ных". Таким он и остался в благодарной памяти славянских народов.
Иван Федороврусский и украинский первопечатникбыл не только большим патриотом и про-
светителем, но и талантливым изобретателем, человеком разносторонних знаний и разнообразных да-
рований. К нему вполне можно отнести характеристику, данную Ф. Энгельсом выдающимся деятелям
эпохи Возрождения, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти
и характеру, по многочисленности и учености".