Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 76 стр.

UptoLike

Составители: 

первопечатнику. Единственный подлинный документ, конкретно и убедительно объясняющий, почему
мастера были вынуждены оставить Москву, послесловие И. Федорова к львовскому "Апостолу" 1574 г.
Здесь говорится, что печатники покинули Москву "по причине великих преследованийно не от само-
го государя, а от многих начальников и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на
нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело Божие вконец погубить, как это
обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях
навыка не имеют и духовным разумом не наделены, но без основания и напрасно распространили злое
слово…". Отъезд Ивана Федорова и Петра Мстиславца из Москвы в Литву не был внезапным бегством.
Они уехали, заранее договорившись об издании там книг с главой православного лагеря в Великом Ли-
товском государстве гетманом Григорием Александровичем Ходкевичем. Уезжая, они взяли с собой
много инвентаряпуансоны, матрицы и почти все резные доски.
С их отъездом типографское дело в Москве не прекратилось. Оно продолжалось на построенном по
указанию Ивана Грозного Печатном дворе, который, по свидетельству проживавшего тогда в Москве
немца-опричника Генриха Штадена, находился в районе Китай-города на улице Никольской. В "Сказа-
нии достоверном об изобретении печатного дела" говорится, что "после тех мастеров Иоанна и Петра
стал мастером ученик их Андроник Тимофеев, по провзищу Невежа, с товарищами, и также царским
повелением велено ему издавать книги в печатном виде в царствующем граде Москве и раздавать всем
по городам по всей России "Часовники" и "Псалтыри", "Апостолы" и "Евангелия" и прочие божествен-
ные книги. А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло это дело крепко и без
помех бесперебойно, как непрерывная ветвь".
Можно допустить также, что оставление Федоровым Москвы было в какой-то мере подготовлено. Дело
в том, что накануне его отъезда Москву посетил посол Великого княжества Литовского Юрий
Александрович Ходкевич, близкий родственник гетмана Григория Александровича Ходкевича, к
кому Федоров и направился со своей небольшой типографией. Возможно, посол встретился с Федо-
ровым и, зная о его сложном положении в Москве, передал ему приглашение гетмана перебраться
для продолжения своей деятельности в его резиденциюгород Заблудов. Так или иначе, но, поки-
нув Москву, Федоров прямиком направился в Литву, ко двору великого гетмана Ходкевича.
Здесь необходимо хотя бы несколько слов сказать о самом Великом княжестве Литовском. По за-
нимаемой им территории оно было действительно великим: простиралось от Балтийского моря на запа-
де до Путивля и Новгород-Северского на востоке, от Полоцка и Витебска на севере до причерномор-
ских степей на юге.
Основную часть государства составляли исконно славянские, белорусские и украинские земли, ис-
торически тяготевшие в Москве. Православное население Литвы (белорусы и украинцы) чувствовали
свою близость к Русскому государству и в культурно-религиозном отношении, и с этой близостью
приходилось считаться.
Итак, оставив Москву, русские первопечатники пересекли границу соседнего государства и вскоре ока-
зались в родовом имении гетманаЗаблудове. Ходкевич, как свидетельствует сам Федоров, "при-
нял нас любезно к своей благоутешной любви и упокоеваше нас немало время, и всякими потреба-
ми телесными удавляши нас".
В Заблудове Федоров восстановил привезенную с собой типографию и "по милости пана Григория
Александровича Ходкевича на собственные средства его светлости" возобновил издательскую деятель-
ность. 8 июля 1568 года по заказу гетмана началось печатание "Евангелия учительного" – большой кни-
ги в 814 страниц. Работа эта заняла 256 дней. Однако, если вспомнить, что московский "Апостол" объе-
мом в 534 страницы печатался целых 316 дней, то станет ясно: это был успех.
Активно помогали Федорову Петр Мстиславец и подросший сынишка Ваня, успешно осваивавший
под его руководством переплетное дело. В дружной работе приходила сноровка, росло мастерство.
Следующей книгой был "Псалтырь" – сборник популярных повседневных молитв. Над ним Федо-
ров трудился особенно усердно и несмотря на то, что его верный друг и сподвижник Петр Тимофеевич
Мстиславец переехал в Вильно (нанялся в другую типографию), завершил свою работу весьма успешно.
23 марта 1570 г. книга была готова.
Несмотря на внешнюю любезность, "благоутешной любви" гетмана хватило ненадолго. Вскоре он
повелел прекратить книгопечатание.
Покинув Заблудово, Федоров в конце 1572 г. направился на Украину, в "преименитый град" Львов.