Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 74 стр.

UptoLike

Составители: 

Московский "Апостол" 1564 г. – произведение во многом новаторское. Его редакционное оформле-
ниешаг вперед по сравнению с анонимными изданиями, подражавшими рукописным книгам. Иван
Федоров освободил язык книги от архаизмов и неславянских выражений и оборотов, улучшил орфо-
графию. Текст изложен очень обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления
подразделов и их содержание. Правда, в "Апостоле" 1564 г. еще нет титульного листа, но своеобраз-
ным колофоном является помещенное на 260–261 листе послесловие И. Федорова, в котором содер-
жатся все выходные данные книги и история ее выпуска. Это послесловие, носящее чисто светский
характер, можно считать первым печатным публицистическим произведением в истории русской ли-
тературы. Иван Федоров помещал свои послесловия и предписания и в других своих изданиях, кото-
рые являются оригинальными памятниками светской публицистики. Важно и то, что в послесловии
"Апостола" авторы обращаются к читателю от своего имени, как "делатели" книги, созидающие зна-
чение своей издательской миссии.
Новаторской по сравнению с первыми анонимными печатными книгами является примененная И. Фе-
доровым и П. Мстиславцем в "Апостоле" 1564 г. технология двухцветной печати, испробованная
ими в первый раз в безвыходном широкошрифтном "Евангелии". Сущность этого двухкрасочного,
двухпрогонного метода с одной формы заключается в следующем: под литеры, которые должны
воспроизводиться красными, подкладывали при наборе полосы пробельного материала. Литеры
поднимались над основным набором. На приподнятые участки формы наносили киноварь и
накладывали сверху лист бумаги. После того, как отпечатки киноварью были сделаны для всего
тиража, красный набор удаляли, заменяя его пробельным материалом или же оставляя подкладки.
Форму набивали черной краской и накладывали сверху на красный оттиск. Киноварью печатали
при большом давлении с приподнятой формы, поэтому красные буквы оказывались сильнее
вдавленными в бумагу. Недостатком этого метода было то, что при набивке формы красной краской
она иногда попадала на черные литеры. Графикой шрифта "Апостол" 1564 г. отличается от
широкошрифтных анонимных изданий. Основа графики та же самаямосковский полуустав XV–
XVI вв., но И. Федоров и П. Мстиславец внесли в него некоторые важные изменения. В "Апостоле"
меньше употребляется лигатуры и меньше дублирующих друг друга одноименных знаков. Нет,
например, многочисленных форм литеры "О", устранены "Е", "С" и т.д. Все это было отходом от
рукописной традиции. Текст было легче набирать и легче читать.
Говоря об орнаментике "Апостола" 1564 г., некоторые историки подчеркивают ее исключительно
национальный характер, другие же видят в ней сильное влияние, западноевропейского искусства. Дей-
ствительно, в оформлении русской рукописной и печатной книги XVI в. заметен творческий синтез на-
ционального и западного стилей. В орнаменте "Апостола" 1564 г. использованы образцы растительного
стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматри-
вается отблеск Ренессанса. Московские библиофилы, и среди них царь, обладали иностранными изда-
ниями, к которым московские печатники могли прибегать в поисках образцов. Итальянец Р. Барберини,
побывавший в Москве в 1560 г., записал поручение московских печатников привезти в Москву "тетрадь
рисунков с листьями, арабесками и тому подобным".
Исследуя происхождение русского старопечатного орнамента, Н.К. Киселев показал его родство с гра-
вированным на металле алфавитом немецко-голландского гравера Израиля ван Меккенама. Элемен-
ты расписанного орнамента его буквиц, а иногда и целые знаки мы встречаем в заставках москов-
ских, а затем и старопечатных книг. Е.Л. Немировский отметил большую роль, которую сыграла в
художественном оформлении русской рукописной книги школа Дионисия и Феодосия Дионосовича
Изографа: уже в конце XV – начале XVI в. они применили в нашей стране метод гравирования на
металле, используя его для воспроизведения книжного орнамента полиграфическим способом, при-
чем за образцы для своих гравированных заставок они взяли орнаментальные мотивы Израиля ван
Меккенама, переработав их в духе отечественной традиции. Этот орнамент был, затем применен
русскими первопечатниками для украшения прекрасными заставками некоторых безвыходных из-
даний и "Апостола" 1564 г. Украшают книгу и инициалы: их двадцать два оттиска с пяти досок. Для
всех можно найти прототипы в рукописных и безвыходных изданиях. Вырезаны же они, как и дру-
гие элементы орнамента, искусней, чем их прототипы. В целом же в композиции "Апостола" 1564 г.
достигнуто гармоническое единство полиграфической организации текста и всех элементов худо-
жественного убранства. Гравюра, изображающая евангелиста Луку на фронтисписе "Апостола",
была искусно отпечатана с двух составных досок. На одной из них была вырезана архитектурная