Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 73 стр.

UptoLike

Составители: 

Среди них "Великие Четьи Минеи" - гигантский энциклопедический свод древнерусской литерату-
ры из 12 внушительных томов, включивших все духовное богатство русского народа.
Живя и работая в Кремле, Иван Федоров, несомненно, входил в литературный кружок Максима
Грека, греческого гуманиста, для которого Русь стала второй родиной. О его высокой культуре, образо-
ванности говорит то, что он упоминает в своих работах Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля. Он
сыграл значительную роль в пропаганде античного наследия в русском обществе. Это был подлинный
ученыйэнциклопедист, филолог и историк, поэт и оратор, философ и богослов. Максим Грек был хо-
рошо знаком с Альдом Мануцием, посещал его типографию в Венеции, а во Флоренции бывал у друго-
го известного издателяИоанна Ласкариса. Именно Максим Грек написал "Сказание об Альде Мануч-
чи". Так что о книгопечатании он знал не понаслышке. Келью Максима Грека в Троице-Сергиевом мо-
настыре посетил Иван Грозный. Существует мнение, что они беседовали о книгопечатании. Доводы гу-
маниста окончательно убедили царя в необходимости организации этого дела в стране. Максим Грек
немало сделал для пропаганды книгопечатания на Руси.
С Сильвестром, священником Благовещенского собора, Иван Федоров не только встречался, но и рабо-
тал вместе. Деятельность свою Сильвестр начал в Новгороде, потом переехал в Москву, где занял
очень высокое положение. Сильвестродин из образованнейших людей середины XVI в. – имел
значительную личную библиотеку, некоторые книги ему подарил Иван IV из царского книгохрани-
лища. Славился Сильвестр и на издательской ниве. Ему принадлежала большая мастерская, изго-
товлявшая книги и иконы. Сам он подчеркивал, что обучал городских сирот по их склонностям
кого грамоте, когописьму, а когокнижному рукоделию. Он был ревностным поборником про-
свещения на Руси. Высказывалась гипотеза, что Сильвестр играл руководящую роль в основании
первой московской типографии, деятельность которой приходилась на 1554–1560 гг. Она выпусти-
ла несколько книгна них нет никаких данных о времени и месте выхода в свет. Здесь Иван Федо-
ров осваивал полиграфическую технику и овладевал мастерством.
И, конечно же, своеобразной производственной практикой было для него участие в издании анонимных
"Евангелий" и "Псалтырей". Издание такой солидной книги, как "Апостол", требовало немало пред-
варительной работы. Нужно было подготовить текст, отлить шрифты, вырезать орнамент. Поэтому
взяться за работу мастерам пришлось загодя, задолго до 1563 г., когда царь выделил средства на по-
стройку специального дома для печати. Иван Федоров сам отливал шрифт, делал пунсонырезан-
ные на стали формы для каждой буквы, выбивал из меди матрицы, по которым затем отливались
свинцовые литеры. Он был, по собственному определению, "делателем книг".
19 апреля 1563 г. Иван Федоров приступил к набору первой страницы своей печатной книги. За его
работой с большим интересом наблюдал пришедший в типографию Иван Грозный. Металлические бук-
вы укладывались одна за другойстрокой. Когда набранные строки образовали страницы, их заключа-
ли в специальную рамку. Петр Мстиславец взял рамку с набором и понес ее к печатному станку. Смазав
краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно приложил прессом. Потом поднял
пресс, Иван Федоров бережно снял бумагу еще влажную, пахнущую краской, и стал внимательно рас-
сматривать оттиск. Проверил, хорошо ли сверстан текст, нет ли ошибок. На месте четко и ясно прочи-
тывалось: "Деяние апостольское". И вот книга вышла в свет. Она облачена в тяжелый переплет из до-
сок, обтянутых кожей, набрана четким шрифтом, с киноварными заглавными буквами и значками на
полях. Особенно хороши заставки перед главами: травы и ветки, кедровые шишки и виноградные ли-
стья, а под нимикрасная вязь, заглавие. Закончена работа была 1 марта 1564 г. Первопечатники спра-
вились с изданием книги почти за девять месяцев. Тексту предпослан гравированный на дереве фрон-
тисписизображение апостола Луки. С введением на Руси книгопечатания рукописные книги должны
уйти в прошлое, что отлично понимал Иван Федоров, который показал это очень наглядно: в рукопис-
ных книгах их легендарные авторы изображались сидящими и пишущими, а в Московском "Апостоле"
Лука книгу не пишетон держит ее в руках, письменные принадлежности лежат на столе. Они как бы
оставленыэто знак предшествующей работы, а книга в руках не у писцау печатника. "Апостол" из-
дан форматом в лист, состоит из 6 непронумерованных листов и 261 листа, помеченных с правой сторо-
ны внизу кириллической нумерацией. Нумерация тетрадей отсутствует. На полосе – 25 строк, текст вы-
ровнен с обеих сторон. Заглавные строки отпечатаны вязью, пометы на полях, подразделения глав и не-
которые инициалыкиноварью. Перед каждым из разделов книгизаставки, всего их 48. Они выпол-
нены высокохудожественно и рельефно на черном фоне. В тексте много оригинальных, мастерски вы-
гравированных концовок и узорных инициаловбуквиц и полевых украшений.