ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
"Триодь цветная", судя по описаниям, была по своему полиграфическому исполнению шагом впе-
ред. Ее шрифт, хотя его графика в основном близка к "Триоди постной", более крупный и удобочитае-
мый. Впервые в московской типографической практике была осуществлена выключка строк. Упрости-
лись знаки препинания, вместо архаичных стишиц, используемых в "Триоди постной", появились точ-
ки. Орнамент "Триоди цветной" обогатился оригинальными плетеными инициалами балканского типа.
Можно предполагать, что, как и рукописные "Триоди цветные", она открывалась гравированной застав-
ной.
Среднешрифтные "Четвероевангелие" и "Псалтырь" представляют собой дальнейшую стадию раз-
вития печатного дела в Москве. Они отпечатаны одним шрифтом, а по своим полиграфическим качест-
вам более совершенны, чем узкошрифтное "Четвероевангелие" и "Триоди". Богаче их художественное
убранство, часть его была заимствована из узкошрифтного "Евангелия". В среднешрифтовом "Четверо-
евангелии" девять заставок с пяти досок. Особенно интересна заставка, где в своеобразной рамке-киоте
помещено изображение евангелиста Матфея. Это первое фигурное изображение в русской печатной
книге. В рукописных книгах оно известно во многих вариантах, иногда очень сходных с печатными.
Анонимное широкошрифтное "Четвероевангелие" ознаменовало собой завершение ученического
периода. Оно отпечатано уже в то время, когда "царь повелел устроить на средства своей царской казны
дом, где произоводить печатное дело", т.е. в 1563–1564 гг., и в той же государственной типографии, где
Иван Федоров и Петр Мстиславец публиковали московский "Апостол". Широкошрифтные "Четверо-
евангелие" и "Псалтырь" отпечатаны более крупным, чем в других анонимных изданиях, шрифтом.
Шрифт значительно упрощен, устранены многочисленные парные знаки, сведены к минимуму разные
варианты начертания одной буквы. Если в широкошрифтном "Четвероевангелии" есть еще пропуски в
фолиации, то в "Псалтыри" она уже сплошная, хотя и с некоторыми незначительными ошибками. Стро-
ки набора в обоих изданиях выровнены по правому и левому краям. Новым является также введение
способа двухкрасочной печати – двухпрогонного, но с одной стороны. Этот метод заимствован у Швай-
польта Фиоля и балканских типографов. Он был применен в московском Апостоле в 1564 г. и, благода-
ря
И. Федорову и П. Мстиславцу, стал общепринятым в славянском книгопечатании как в Москве, так и в
Великом княжестве Литовском и на Украине. Сравнивая отдельные московские анонимные издания в
хронологической последовательности их выхода в свет, можно заметить определенный прогресс в их
редакционном оформлении, полиграфической технике, орнаментике. Каждое новое анонимное издание
утрачивало тот или иной признак архаичности и примитивности. Это особенно ясно, если сравнить пер-
вое узкошрифтное "Евангелие" с широкошрифтной "Псалтырью" или с таким шедевром московского
книгопечатания как "Апостол" 1564 г. Вначале малоопытные и неискусные "делатели" первых аноним-
ных изданий, "упорно изыскивая мастерства печатных книг, стали опытны и знающи в этом трудном
деле". Так аттестует "Сказание о начале московского книгопечатания" Ивана Федорова и Петра Тимо-
феева Мстиславца.
Историки считают переломным в развитии книгопечатного дела в России 1563 г, когда в Москве
была учреждена государственная типография, противопоставленная действовавшей до этого анонимной
типографии, куда-то зачем бесследно исчезнувшей. Построенная по приказу царя типография была го-
сударственным предприятием, организованным по приказу царя и выполнявшим программу, согласо-
ванную с царем и митрополитом. Где размещалась эта типография, сведений нет. Некоторые историки
предполагают – во временно выделенных ей помещениях при царском подворье, вероятно, в Троице-
Сергиевом монастыре, где в 1551 г. игуменом стал Артемий, один из инициаторов печатного дела. В
50–60 гг. XVI в. в окружении царя действовала группа энергичных и просвещенных людей, которые
внушали Ивану Грозному мысль начать в Москве книгопечатание.
Иван Федоров (1510–1583)
Исключительную роль в осуществлении этой идеи, как на Руси, так и в Великом княжестве Литов-
ском и на Украине, сыграли Иван Федоров и его сподвижник Петр Тимофеев Мстиславец. О месте и
времени рождения великого первопечатника И. Федорова, его происхождении и образовании, а также о
его деятельности до начала работы над московским изданием "Апостола" ничего определенного неиз-
вестно. Предполагают, что он родился около 1510 г. О возможном месте его рождения есть только до-
гадки.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- …
- следующая ›
- последняя »