Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 80 стр.

UptoLike

Составители: 

был вызван сложной политической обстановкой, болезнью и смертью царя в 1584 г., затянувшейся Ли-
вонской войной, вконец истощившей царскую казну. В таких неблагоприятных условиях только к 1588
г. удалось возобновить печатание книг в Москве. Судя по послесловиям к изданиям Невежи, книгопе-
чатное дело особенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. Борис Годунов в послесловии
Ивана Невежи к "Триоди цветной" величался "всемудрым хитрецом", воздвигшим много церквей и
имевшим прилежное усердие к исправлению богослужебных книг. В этом же послесловии царю Борису
ставится в заслугу то, что он велел устроить дом превелик для совершения печатного дела "в общую и
духовную пользу". В начале этой деятельности московской типографии стоит завершенная 8 ноября
1589 г. Андроником Тимофеевым Невежой "Триодь постная" и шедевр его книгопечатного искусства
"Апостол" 1597 г. Все эти издания отпечатаны в лист и предназначены для литургических целей. Изда-
ние книги длилось очень долгонесколько больше года. В московской типографии не хватало квали-
фицированных мастеров, и часть сложной работы он вынужден был брать на себя. Работал А. Невежа
медленно, но свое дело выполнял добросовестно и талантливо. "Апостол" справедливо называют луч-
шей книгой А. Невежи, а фронтиспис с изображением апостола Лукибольшой удачей всей русской
художественной культуры XVI в. Фронтиспис более декоративен, чем Федоровский с изображением
Луки. Он лучше скомпонован с заставкой и колонкой текста на правом развороте книги, больше соот-
ветствует ее масштабам и пропорциям. Фигура Луки вставлена в рамку, изображающую кремлевский
портал или триумфальную арку. Как орнамент арки, так и изображение самой фигуры отличны от Фе-
доровских. Орнамент арки значительно пышнейэта рамка обрамляет в трактовке Невежи, не живого
человека, не писателя, полного внутреннего волнения, как в первом московском "Апостоле". Гравюра
А. Невежи дает иконный образ. Заставки А. Невежи претерпели эволюцию от белого рисунка на обыч-
ном черном фоне до чисто линейного узора на белом фоне. О том, что гравюры и заставки принадлежат
его резцу, свидетельствуют инициалы на одной из них и надпись на гравюре с изображением Луки.
В "Часовнике" 1598 г. в первый раз вместе с отцом упоминается как печатник его сынИван Неве-
жин с товарищами. Вместе они отпечатали в 1600 г. две "Минеи общих", одну размером в лист для ли-
тургической службы, другуюв восьмую долю листа для широкого распространения. Последний раз
имя
А. Невежи появляется в двух изданиях 1602 г. – "Служебнике" и "Псалтыри учебной". Отсюда можно
предположить, что Андроник Невежа умер в 1602 или в 1603 г. Он успел сделать не так много. Библио-
графы зарегистрировали тринадцать его изданий. Однако его вклад в развитие русского книгопечатания
нельзя приуменьшать. После отъезда их Москвы И. Федорова и
П. Мстиславца А. Невежа взял на себя распространение печатного слова и подготовку знатоков этого
дела. Используя шрифт и приемы работы первопечатников, он внес и нечто новое, особенно в художе-
ственное оформление книги. По его стопам пошел его сын Иван Андроников Невежин, биография ко-
торого неизвестна. Иван Невежин, став главой московского печатного двора, выпустил не менее семи
изданий, в основном, крупного формата и богослужебного содержания. В первом из них – "Триоди
цветной" он в характерном для того времени витиеватом панегирическом стиле превозносит царя Бори-
са. Иван Невежин печатал тем же шрифтом, что и его отец, однако орнамент его в некоторых отноше-
ниях самобытен, он более мелкого рисунка, заставки более дробны, цветисты, декоративны. В издании
"Апостола"
1606 г. он использует доску гравюры с изображением Луки, вырезанную Андроником Невежей.
Потребности в богослужебной литературе заставили власти не только построить новое здание Пе-
чатного двора, но и увеличить в нем количество печатных станков и обслуживающих их артелей, назы-
вавшихся избами. Так, приблизительно с 1605 г. параллельно с избой Ивана Невежина начинала рабо-
тать изба Анисима Михайловича Радишевского. Из его челобитной царю узнаем, что Радишевский при-
был из Литвы в 1586 г., что он делает царское дело как печатных книг переплетный мастер. Только в
1606 г. ему было разрешено организовать при Печатном дворе самостоятельную избу. Радишевский
А.М., по происхождению волынец, был мастером на все руки. Руководя на Печатном дворе одной из-
бой, Радишевский выпустил два капительных издания – "Четвероевангелие" и "Устав церковный". Од-
нако церковные власти нашли в этом последнем издании ряд неточностей и еретических искажений, и
весь тираж был сожжен. "Четвероевангелие" Радишевского отличается изящным оформлением, отпеча-
тано в лист крупным, четким и красивым шрифтом, отлитым им самим. В начале каждого из четырех
"Евангелий" помещен фронтиспис с изображением соответствующего евангелиста. Элегантно нарисо-
ванные, индивидуализированные в соответствии с канонической традицией портретные фигуры еванге-
листов обрамлены роскошными декоративными рамками, напоминающими своим узором какие-то ска-