Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 96 стр.

UptoLike

Составители: 

Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений
в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких
социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализ-
ма он был течением прогрессивным для своего времени.
Важную роль в истории русской культуры сыграла Екатерина II. Она заявляла, что "Дух законов"
Монтескье стал ее настольной книгой, из которой она переносила целые страницы в свой "Наказ".
Вскоре после дворцового переворота 1762 г. императрица звала Дидро приехать в Петербург для за-
вершения публикации "Энциклопедии", изданию которой во Франции препятствовало королевское
правительство. Несколько позже она приглашала Даламбера поселиться в России и взять на себя
воспитание ее сына, наследника престола Павла. Начиная с 1763 г. Екатерина ведет оживленную пе-
реписку с Вольтером, в которой именует его своим "учителем". Она даже купила библиотеку Волье-
ра и перевезла ее в Россию после смерти великого философа. Гримм становится ее доверенным ли-
цом. Императрица советуется с просветителями относительно ведения государственных дел, посыла-
ет им дорогие меха и коллекции золотых монет, оказывает денежную помощь. Французские просве-
тители провозглашают ее "северной Семирамидой", воспевают ее "просвещенный" ум.
"Мудрец на троне" знал, что говорил и делал. Под "вольностью" понималось позволение делать
только то, что разрешали законы, а они закрепляли всевластие дворян и полное бесправие крестьян. По-
следним оставалось утешаться тем, что "рабы и слуги существуют от сотворения мира", и это "богу от-
нюдь не противно", что они должны своих господ, и притом не только добрых, "но и не нравящихся им,
любить и почитать", повиноваться им "от всего сердца", все их приказания и повинности "охотно, верно
и в надлежащее время исправлять".
По примеру царицы ее приближенные, многие представители дворянской интеллигенции, владель-
цы тысяч "душ", вступали в переписку с французскими просветителями, величая себя "усердными по-
читателями" и "верными последователями" их учения. Граф А.П. Шувалов прославился в Европе свои-
ми дружескими связями с энциклопедистами; они называли его "северным меценатом", а Вольтер по-
святил ему свою трагедию "Олимпия". Не меньшей известностью у энциклопедистов пользовался князь
Д.А. Голицын, на средства которого в Гааге печаталось первое издание запрещенного во Франции со-
чинения Гельвеция "О человеке".
В последней трети XVIII в. реакционные настроения в дворянских кругах значительно усилились.
Когда осенью 1773 г., отвечая на давно полученное приглашение, Дидро, наконец, приехал в Петербург,
он нашел "северную Семирамиду" в пылу борьбы с народным движением под водительством Пугачева.
Ему не нужно было много времени, чтобы убедиться в несвоевременности своего визита. После ряда
встреч с Екатериной II редактор "Энциклопедии" пришел к выводу, что "глаза философа и глаза само-
держца видят вещи по-разному".
Своеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство: разуму противопос-
тавлялась мистика, материалистическому пониманию законов природыалхимия и кабалистические
толкования. Говоря о равенстве людей, масоны переносили это понятие в абстрактный мир; они много
рассуждали о гуманности и просвещении, но гуманность ими понималась как "вспомоществование", а
просвещениекак средство для воспитания "доброго христианина" и "покорного подданного".