Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 94 стр.

UptoLike

Составители: 

ского искусства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких
видных художников и скульпторов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин.
Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки
в мировую. Основоположник русской минералогической школы, сын придворного музыканта В. М. Се-
вергин много сделал для развития идей Ломоносова в минералогии и геологии. Трудами русских уче-
ных в XVIII в. была исследована Сибирь. Имена С.И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались
на географических картах Севера нашей Родины. Исследования выдающегося натуралиста, путешест-
венника и этнографа И.И. Лепехина открыли для русской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири.
Академия наук в 60–70-х гг. провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории.
Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. В 1793 г. вышел
первый в России медицинский журнал – "Санкт-Петербургские врачебные ведомости".
Вторая четверть XVIII в. является временем становления исторической науки в нашей стране. На-
чинается собирание и издание исторических источников. Крупнейший историк этого времени В.Н. Та-
тищев работает над своей "Историей Российской", в которой делает попытку связно изложить события
русской истории с древнейших времен. Работой Татищева пользовался в "Древней Российской истории"
М.В. Ломоносов, из нее исходил и М.М. Щербатов, создавая в 70-х гг. XVIII в. свою "Историю Россий-
скую от древнейших времен".
Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс, которые были
оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами.
Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов в фольклоре, вызванных к жизни из-
менившимися историческими условиями.
Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве.
Недаром А.С. Пушкин ценил в них "печать живой современности".
В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчествабылины,
сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т.д.
В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества,
которые не могли быть напечатаны из-за цензурных препятствий. То жалоба, то горький смех сквозь
слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. Тяжкая солдатская служба ярко
описана в рукописных повестях солдатского происхожденияв пародийной челобитной к богу и в "Го-
рестном сказании". Народная сатира проникает и в лубочные листытакова картинка "Бык не захотел
быть быком", где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.
Русский демократический театр XVIII в. показывал дворян и церковников в их истинном непри-
глядном виде, сатирически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чуже-
земного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца.
Главное содержание культурного процесса середины
XVIII в. – становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную на-
циональную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных об-
разах могущества абсолютной монархии.
Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноев-
ропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия.
Хорошо об этом сказал Ломоносов: "Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, на-
добно смотреть, кому и в чем лучше последовать".
В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме были сильны просвети-
тельные тенденции и резкая обличительная сатирическая направленность.
В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредьяков-
ского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова. Кантемир А.Д. явился родоначальником русского класси-
цизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления, он созда-
тель жанра сатиры. Тредьяковский В.К. своими теоретическими трудами способствовал утверждению
классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержание не нашло соответст-
вующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М.В.
Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи
общенародного культурного прогресса.
Традиции русского классицизма проявились в сочинениях А.П. Сумарокова и его школы (М.М. Хе-
расков, В.И. Майков, Я.Б. Княжнин и др.). Сумароков положил начало драматургической системе клас-