Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 95 стр.

UptoLike

Составители: 

сицизма. В трагедиях он часто обращается к теме восстания против царизма, (политическая трагедия
"Дмитрий Самозванец").
С 70-х гг. XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных
противоречий и классовой борьбы приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений.
Так, республиканские мотивы появились в трагедии Я.Б. Княжнина "Вадим Новгородский". Но в то же
время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литературного направления
классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических кругов.
Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве. Он
определил облик Петербурга, где строили В.И. Баженов, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, а также ино-
странные архитекторыГ. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно решали важ-
нейшие задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью замысла:
строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к монументальным торжественным
образам. Особо следует отметить старое здание Библиотеки имени В.И. Ленина (б. Дом П.Е. Пашко-
ва) в Москвевысшее достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма. Идеями
триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные здания, созданные русскими архи-
текторами второй половины XVIII в., например, здание Сената в Московском Кремле (М.Ф. Каза-
ков), Таврический дворец в Петербурге
(И.Е. Старев).
Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была человечность. Русские мастера созда-
ли образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом об-
разов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохипа-
мятник Петру I работы Э.М. Фальконе. Фигура Петра, простершего вперед руку, ритмически связана с
конем, а все изваяниес мощным постаментом, каменной скалой весом в 80 тыс. пудов. Глубина мыс-
ли, героическое истолкование образа, патетичность художественного замысла делают "Медного всад-
ника" поэзией истории, символом великого исторического призвания России. Недаром к образу Петра I,
железной рукой вздернувшего Россию над "Краем бездны", неоднократно обращались русские мысли-
тели в последующие века.
Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна
А.П. Лосенко "Владимир и Рогнеда" и "Прощание Гектора с Андромахой", картина Г.И. Угрюмова "Ис-
пытание силы Яна Усмаря". Однако в живописи сказалась больше ограниченность классицизмаот-
влеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных
образцов.
Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену
ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека,
преимущественно из "среднего" класса. Трагедию заменили "слезная мещанская драма" и комическая
опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встре-
чающих "смешение в действиях забавы с горестью" и обливающихся слезами над чувствительными по-
вестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской лите-
ратуре, Н.М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако
Н.М. Карамзин боялся выступлений крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и
потому примирялся с крепостнической действительностью.
В живописи сентиментализм сказался в "чувствительных" сюжетах, в приторно-слащавой трактовке
крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. Сильны сентиментальные темы и в творче-
стве пейзажиста С.Ф. Щедрина, писавшего традиционные "ландшафты со скотиною", крестьянскими
избами фантастической архитектуры и идиллическими "сельскими увеселениями" пастухов и пастушек.
Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В.Л. Боровиковский. Созданные
им женские образы (например, портрет М.И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идилли-
ческих настроений.
Сентиментально-идиллическая "чувствительность" проникла и в музыку. Романс "Стонет сизый го-
лубочек" (слова
И.И. Дмитриева, музыка Ф.М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в.
тревожить сердца купчих и мещаночек.