Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Русь языческая
К
ультура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же
историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что
создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на
природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она
складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные чертыодни для
Поднепровья, другиедля Северо-восточной Руси и т.д.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем как
внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков.
В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен,
кривичей, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась
производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, – угрофиннов, балтов, иранских племен, других
славянских народов.
В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для
своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси
складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных
направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто копировала эти чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к
своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию
окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно
сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным
преломлением в абсолютно русском стиле.
Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.
Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там в
глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его
судьбой, о его отношении к природе и ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире.
Своеобразным был и быт наших предков. "Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в законах, –
писал один греческий историк, отмечая, что у славян в то время еще не было письменного законодательства, –
воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали,
сколько прочие смертные желали его". Другой автор свидетельствует: "Племена славян ведут образ жизни
одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и
мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и
наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужестранцам, о безопасности которых
заботятся больше всего: провожают их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед
должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо
случай, где чужеземец потерпит несчастье". Греки заметили особенности общинного патриархального порядка
жизни славян: "Пленники у славян не так, как у прочих народов, не всегда остаются в рабстве; они определяют
им известное время, после которого, внеся выкуп, те вольны или возвратиться в отечество, или остаться у них
друзьями и свободными". Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер
славян и их военные повадки: "Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой
наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо
слу-
чаяэто позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают
в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый". "Часто делают набеги, неожиданные нападения
и различные хитрости днем и ночью и, так сказать, играют войной". "Величайшее их искусство состоит в том, что
они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат
с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность
воды и таким образом укрываются в глубине. Кто даже заприметит эти трубки, тот, не зная такой хитрости,
сочтет их настоящими. Опытные люди узнают их по отрезу или по положению и тогда их придавливают ко рту
или выдергивают и тем заставляют хитреца всплыть наверх". Удивительно и такое наблюдение: "Славяне
никакой власти не терпят и друг к другу питают ненависть".
Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными
богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые
и добрые.