ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие,
украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий
курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального
пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных
вождей.
Истоки русского христианства
С
амые ранние известия о проникновении христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам
новой эры, когда в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму и на
Таманском полуострове от тех времен сохранились тайные катакомбные церкви. Первые подступы к крещению
Русь сделала в IX в. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти
первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но
верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском
полуострове, в Керчи. Христианские проповедники обращали в христианство руссов, живших в Крыму. Херсонес
стал центром христианства во всем Северном Причерноморье. Здесь с незапамятных времен существовала
самостоятельная митрополия, т.е. церковная организация во главе с митрополитом. Мощное влияние оказали
проповеди и широкая просветительская деятельность "славянских апостолов" Кирилла и Мефодия, которых
высоко чтили на Руси даже в языческие времена.
Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги
христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают,
что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения
поддерживались и с византийской, и с римской церковью.
Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь свободно
отправляли свои религиозные культы мусульмане и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских,
чешских земель.
Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала свое.
Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. Во-первых, этого
требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало
изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием)
вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. И не случайно Владимир
поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору
государственного единства страны.
В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного
отношения к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества.
В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны:
христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую
литературу. Постоянные контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к новым
общественным отношениям, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовало новой идеологии.
Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и
нарастание неравенства.
Несомненно и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей бурной жизни, где были и убийства,
в том числе брата, и клятвопреступления, и разврат, и многоженство. Главным судьей для человека является его
собственная душа. И чем ближе конец жизни, тем больше человек ищет защиты от неумолимого рока.
Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления
личности, надежду на счастливую жизнь в вечности. Во всяком случае, после принятия крещения в личной жизни
Владимира произошел крутой поворот, и он во многом стал иным человеком, хотя власть по-прежнему диктовала
ему свои жестокие законы.
Несмотря на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси с Византией,
христианство по византийскому образцу не сразу получило преимущественное право на официальное внедрение
в русских землях.
В летописи рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные миссии из мусульманской
Волжской Булгарии, из иудаитской Хазарин, из немецких земель, где утверждалось христианство римского
толка. Прибыл проповедник и из Византии, который изложил Владимиру смысл православного христианства.
Владимир внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и киевлянами. Приводится и такой
случай: когда мусульманские миссионеры, хваля свою религию, обмолвились, что ислам запрещает употребление
вина, Владимир будто бы воскликнул: "Руси есть веселье питие, не можем без того быть". Тем не менее, выбор
Владимира в пользу византийского христианства основывался не только на тесных связях с Византией. Видимо,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »